Государство и религия: светское и теократическое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Государство и религия 12
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Теократия 14
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА 17
3.1. Секуляризация и понятие светскости 17
3.2. Россия - светское государство 19
ЗАКЛЮЧЕИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая..doc

— 153.00 Кб (Скачать)

       В конституционном праве одним  из наименее изученных явлений является понятие светскости государства  как конституционной характеристики, отражающей или закрепляющей независимость государства и религиозных объединений, равно и как объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии, в соответствующих сферах их компетенции.

       Принцип светскости государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира.

       В научной литературе понятия «светскость», «светский», «светский характер», «принцип светскости», «светскость государства», «отделение религиозных отделений от государства» недостаточно исследованы, часто- полярные друг другу, не проясняющие правовую природу, смысл и правовое содержание указанных понятий. Зачастую указанные понятия используются и толкуются произвольно, а понимание светскости государства до сих пор еще находится под сильным влиянием атеистической идеологии и методологических подходов общественных наук советского периода.

       Исследование  светскости государства приводит к  необходимости изучения допустимых и возможных форм и меры взаимодействия (влияния, сотрудничества, вмешательства) государства и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии, а также необходимой и оптимальной степени их отделения. Взаимодействие государства и религиозных объединений ограничиваются совокупностью правовых норм, устанавливающих и гарантирующих светскость государства. Ограничением степени отделения религиозных объединений от государства, препятствующим чрезмерности такого отделения, являются правовые нормы, гарантирующие свободу совести и право на культурное развитие в рамках своей национальной культуры, гарантирующие религиозное, идеологическое и политическое многообразие, запрещающее дискриминацию по признаку отношения к религии или убеждений. 
 
 

       3.2. Россия - светское государство

       Конституционно-правовой анализ Российской Федерации как  светского государства предлагает системный анализ норма российского  законодательства, закрепляющих и гарантирующих  светскость государства, а также светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственной службы.

       Правовая  норма части 1 статьи 14 Конституции  Российской Федерации, устанавливающая, что Российская Федерация - светское государство, закрепляет один из принципов  построения и функционирования современного государства в Российской Федерации, определяет светскость государства как одну из основ конституционного строя в Российской Федерации и одну из важнейших конституционных характеристик Российской Федерации.14

       Светский  характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями его граждан. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку согласно ч. 1 ст. 14 никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.15

       Светский  характер Российского государства  означает отсутствие определенной церковной  иерархии, стоящей над государственной  властью. Он проявляется и в гражданском  характере правосудия, в государственной  регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку согласно ст. 6 Закона о свободе вероисповеданий граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается.

       Как светское государство Российская Федерация  опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом ст. 8 Закона «О свободе вероисповеданий» определяет, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной официальной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.16

       Статья 9 Закона конкретизирует такое свойство светского государства, как светский характер государственной системы  образования и воспитания. Образование  и воспитание формируют духовный мир личности, и государство уважает право личности в сфере духовного самоопределения. Кроме того, государственные учреждения образования и воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий, а также неверующих, что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.17

       Согласно  ст. 5 Закона в указанных учреждениях  по желанию граждан (родителей, детей) преподавание какого-либо вероучения может осуществляться факультативно, т. е. носить добровольный характер и  не рассматриваться как обязательный предмет для остальных учащихся или воспитанников. Принуждение к посещению таких занятий недопустимо. В Законе проводится также четкое разграничение между преподаванием вероучения с соблюдением религиозных обрядов и получением знаний о религии в историко-культурном, информационном аспекте. Дисциплины религиоведческого и религиозно-философского характера, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу государственных учебных и воспитательных учреждений.18

       Часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и части 1, 3 и 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, устанавливающие идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации и многопартийность, а также равенство общественных объединений (частным случаем которых являются политические объединения) перед законом, закрепляют один из важнейших  существенных признаков светскости государства - отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии.19

       Второй  принцип, сформулированный в ч. 2 ст. 14, состоит в провозглашении равноправия  религиозных объединений, создаваемых  гражданами. 20Более широко этот принцип развит в ст. 10 Закона «О свободе вероисповеданий», указывающем на равноправие религий и религиозных объединений, которые не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. 21Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан (см. комментарий к ст. 28). Поскольку деятельность религиозных объединений должна быть законной, они должны иметь устав и быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Порядок образования и регистрации религиозных объединений, их права в благотворительной, информационной, культурно-просветительской, имущественной, финансовой сферах деятельности, при международных связях и контактах регулируются ст. 17 - 28 Закона «О свободе вероисповеданий».

       Особая  проблема, нуждающаяся в правовом урегулировании, - положение религиозных  объединений, создаваемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Согласно ст. 4 Закона их право на такую деятельность признается, однако правовая регламентация создания, регистрации, деятельности и прекращения деятельности охватила лишь религиозные объединения, создаваемые гражданами Российской Федерации (ст. 15-32 Закона). Между тем законодательство должно урегулировать указанную проблему в соответствии со ст. 14 Конституции, определить границы внедрения религиозных объединений иностранных граждан с целью религиозной пропаганды в государственные учреждения образования, здравоохранения, культуры, структуры государственного телерадиовещания. 22Кроме того, поскольку в нашей стране в течение десятилетий нарушалась свобода совести, в том числе подрывались материальные основы традиционных массовых религий, необходима защита их от зарубежной религиозной экспансии. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Итак, изучив множество самой различной  литературы и синтезировав все на мой взгляд самое интересное и  важное, я могу сделать определенные выводы:

    • в светских государствах в настоящее время каких-либо существенных
    • разногласий между государством и церковью не наблюдается, о положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны,
    • современные теократические государства имеют свою уникальную
    • модель устройства, не похожую на исторические, о в современном мире идеальным будет режим отделения церкви от государства, но на основе взаимного партнерства.

       На  сегодняшний день мы можем говорить, что государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение  церкви путем принятия законов, которые  обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

       Интересно как зарубежная пресса реагирует на подъем религии в России. Американская газета «Бостон Глоуб» пишет: «Звон церковных колоколов вновь несется над российскими городами и селами. Заново позолоченные купола сверкают на солнце. Церкви, которые еще недавно выглядели устрашающими руинами, поднимаются под благостное пение верующих».23

       Эволюция  отношений между государством и  церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не потеряют своей актуальности никогда, и есть все основания  полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

       А, в общем, мир живет: любя и страдая, борясь, побеждая и проигрывая, радуясь и огорчаясь. И пусть государство и религия, как две могущественные силы, сплотят людей, дадут им веру и надежду на лучшее будущее, зажгут их светом и энтузиазмом общего дела, заставляющего все человечество идти вперед и только вперед. 
 
 
 
 
 
 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

  1. Ффедеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"(с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г.)
  2. Конституция ФРГ  от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.), Приложение 1, Религия и религиозные объединения, статья 136
  3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.,
  4. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий"

Научная литература

  1. Чаплин  Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные  отношения.// Церковь и время. 2001 г., №4. стр. 74.
  2. Лазарев В. В., Общая теория права и государства. Учебник. М.1994, с.23
  3. Стрекозова В.Г. Теория государства и права / 1997 г.. 1997 г.
  4. Шафаревич И. Есть ли у России будущее? - М: Сов. писатель, 1001. - С. 321-322.
  5. Оверенцев С.С. Христианство / В 3-х тт. - М., «Большая Российская энциклопедия», т.III,- С. 19
  6. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа; Против Апиона: Пер. с древнегреч. / Иосиф Флавий. Еврейский ун-т в Москве. М., Иерусалим: Герашим, 1994. С. 176.
  7. БСЭ. 3-е изд. М„ 1976. Т.25. С.432; СИЭ. М., 1973. Т.14. С.189.
  8. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. С.370.
  9. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. С.365.
  10. Меншинг Г. Указ. соч. С.73.
  11. Катаев Н.А., Лазарев В.В. Курс лекций по теории права и государства.
  12. Клочков В. В. Религия. Государство. Право.-М.: «Мысль», J978.- 375с.
  13. Лапский В. Крестовый поход в третье тысячелетие. // Российская газета. 2001 г. 19 января.

Информация о работе Государство и религия: светское и теократическое государство