Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Государство и религия 12
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Теократия 14
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА 17
3.1. Секуляризация и понятие светскости 17
3.2. Россия - светское государство 19
ЗАКЛЮЧЕИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………26
В
конституционном праве одним
из наименее изученных явлений является
понятие светскости государства
как конституционной
Принцип светскости государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира.
В научной литературе понятия «светскость», «светский», «светский характер», «принцип светскости», «светскость государства», «отделение религиозных отделений от государства» недостаточно исследованы, часто- полярные друг другу, не проясняющие правовую природу, смысл и правовое содержание указанных понятий. Зачастую указанные понятия используются и толкуются произвольно, а понимание светскости государства до сих пор еще находится под сильным влиянием атеистической идеологии и методологических подходов общественных наук советского периода.
Исследование
светскости государства приводит к
необходимости изучения допустимых
и возможных форм и меры взаимодействия
(влияния, сотрудничества, вмешательства)
государства и религиозных объединений
и объединений, деятельность которых направление
на распространение идеологии, а также
необходимой и оптимальной степени их
отделения. Взаимодействие государства
и религиозных объединений ограничиваются
совокупностью правовых норм, устанавливающих
и гарантирующих светскость государства.
Ограничением степени отделения религиозных
объединений от государства, препятствующим
чрезмерности такого отделения, являются
правовые нормы, гарантирующие свободу
совести и право на культурное развитие
в рамках своей национальной культуры,
гарантирующие религиозное, идеологическое
и политическое многообразие, запрещающее
дискриминацию по признаку отношения
к религии или убеждений.
3.2. Россия - светское государство
Конституционно-правовой
анализ Российской Федерации как
светского государства
Правовая норма части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что Российская Федерация - светское государство, закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в Российской Федерации, определяет светскость государства как одну из основ конституционного строя в Российской Федерации и одну из важнейших конституционных характеристик Российской Федерации.14
Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями его граждан. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку согласно ч. 1 ст. 14 никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.15
Светский характер Российского государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку согласно ст. 6 Закона о свободе вероисповеданий граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается.
Как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом ст. 8 Закона «О свободе вероисповеданий» определяет, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной официальной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.16
Статья 9 Закона конкретизирует такое свойство светского государства, как светский характер государственной системы образования и воспитания. Образование и воспитание формируют духовный мир личности, и государство уважает право личности в сфере духовного самоопределения. Кроме того, государственные учреждения образования и воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий, а также неверующих, что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.17
Согласно
ст. 5 Закона в указанных учреждениях
по желанию граждан (родителей, детей)
преподавание какого-либо вероучения
может осуществляться факультативно,
т. е. носить добровольный характер и
не рассматриваться как
Часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и части 1, 3 и 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, устанавливающие идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации и многопартийность, а также равенство общественных объединений (частным случаем которых являются политические объединения) перед законом, закрепляют один из важнейших существенных признаков светскости государства - отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии.19
Второй принцип, сформулированный в ч. 2 ст. 14, состоит в провозглашении равноправия религиозных объединений, создаваемых гражданами. 20Более широко этот принцип развит в ст. 10 Закона «О свободе вероисповеданий», указывающем на равноправие религий и религиозных объединений, которые не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. 21Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т. е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан (см. комментарий к ст. 28). Поскольку деятельность религиозных объединений должна быть законной, они должны иметь устав и быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Порядок образования и регистрации религиозных объединений, их права в благотворительной, информационной, культурно-просветительской, имущественной, финансовой сферах деятельности, при международных связях и контактах регулируются ст. 17 - 28 Закона «О свободе вероисповеданий».
Особая
проблема, нуждающаяся в правовом
урегулировании, - положение религиозных
объединений, создаваемых иностранными
гражданами и лицами без гражданства.
Согласно ст. 4 Закона их право на такую
деятельность признается, однако правовая
регламентация создания, регистрации,
деятельности и прекращения деятельности
охватила лишь религиозные объединения,
создаваемые гражданами Российской Федерации
(ст. 15-32 Закона). Между тем законодательство
должно урегулировать указанную проблему
в соответствии со ст. 14 Конституции, определить
границы внедрения религиозных объединений
иностранных граждан с целью религиозной
пропаганды в государственные учреждения
образования, здравоохранения, культуры,
структуры государственного телерадиовещания.
22Кроме того, поскольку в нашей стране
в течение десятилетий нарушалась свобода
совести, в том числе подрывались материальные
основы традиционных массовых религий,
необходима защита их от зарубежной религиозной
экспансии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, изучив множество самой различной литературы и синтезировав все на мой взгляд самое интересное и важное, я могу сделать определенные выводы:
На
сегодняшний день мы можем говорить,
что государство имеет
Интересно как зарубежная пресса реагирует на подъем религии в России. Американская газета «Бостон Глоуб» пишет: «Звон церковных колоколов вновь несется над российскими городами и селами. Заново позолоченные купола сверкают на солнце. Церкви, которые еще недавно выглядели устрашающими руинами, поднимаются под благостное пение верующих».23
Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не потеряют своей актуальности никогда, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.
А,
в общем, мир живет: любя и страдая,
борясь, побеждая и проигрывая, радуясь
и огорчаясь. И пусть государство и религия,
как две могущественные силы, сплотят
людей, дадут им веру и надежду на лучшее
будущее, зажгут их светом и энтузиазмом
общего дела, заставляющего все человечество
идти вперед и только вперед.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты
Научная литература
Информация о работе Государство и религия: светское и теократическое государство