Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Государство и религия 12
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Теократия 14
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА 17
3.1. Секуляризация и понятие светскости 17
3.2. Россия - светское государство 19
ЗАКЛЮЧЕИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………26
ФГОУ впо
Оренбургский Государственный Аграрный Университет
Юридический
факультет
Кафедра:
Теории
государства и права.
Курсовая работа
По дисциплине Теория государства и права
На тему:
Государство и религия: светское
и теократическое государство.
Выполнил:
Студентка 15 группы
Юридического факультета
Чемоданова
Д.Н.
Проверил преподаватель:
Смирновская
С.И.
Оренбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Тема
моей курсовой работы обязывает меня
рассмотреть церковь и
Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны. Столкнулись две модели, два идеала: с одной стороны, строительство мощной «буферной зоны» между государством и церковью, с другой - их тесное взаимодействие ради настоящего и будущего страны. Пожалуй, центром дискуссии стали различные толкования принципа отделения церкви от государства, заложенного в российской Конституции...».1
После 1997 года в Российской Федерации сформировалась солидная законодательная база взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Впрочем, продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Согласно ст. 14 Конституции РФ 1993 г,, страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 30 ноября 2010 г.) поддерживается и развивается эти конституционные положения. 2
При написании данной работы я столкнулась с малой освещенностью, либо отрывочностью и скудностью данной тематцки в литературе. Этот факт говорит о том, что в литературе оставлено большое поле для деятельности по данному вопросу. Именно поэтому для меня представляет большой интерес эта работа, как вообще бывает интересно всё новое и мало изученное.
Особыми, наиболее болезненными сегодня являются вопросы о присутствии религиозных объединений в армии и школе. Да, обязательное образование в России является светским и, по-видимому, должно таким оставаться, но дети, желающие изучать Закон Божий (или Коран, или Тору), должны иметь на это право, и если таковых в школе большинство, семьи вправе потребовать от государства проведения уроков религии на добровольной основе для верующих детей. Да, в армии нельзя допускать ни расслоения по религиозному признаку, ни мировоззренческой «обязаловки». Но верующий солдат имеет право в надлежащее время встретиться со священником (или муллой, или раввином), принять участие в богослужении. Фиксация этих моментов в действующем праве поможет многим. Совершенно естественным выглядело бы сотрудничество между государством и крупнейшими российскими религиозными организациями в сферах заботы об общественной нравственности, социальной политике, профилактике преступности, диалога между властью, обществом и СМИ и т.д.
Не стоит, впрочем, забывать, что существует целый ряд областей, где церковно-государственное сотрудничество затруднительно, а иногда и невозможно. Так, церковь в силу своей природы не может благословлять агрессивную войну, не её дело - участвовать в политической борьбе. Призванная к открытости перед каждым, она не должна участвовать в разведывательной, следственной или иной секретной деятельности. Она вообще не может участвовать в действиях, направленных против кого бы то ни было.
У церкви и государства разные задачи, их высшие ценности разнятся. Полное единство государства и церкви невозможно - иначе либо государство перестанет быть таковым, либо церковь утратит свою
пророческую
ревность. Взаимодействие церкви и
государства должно быть свободным,
лишенным давления и принуждения. В этом
залог успеха. Хочется надеяться, что поиски
модели и практических путей церковно-государственного
партнёрства в России пойдут именно по
такому пути, в духе доброжелательности
и мудрой заботы о благе каждого гражданина.
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В
1.1. Государство: понятие, сущность, функции.
В теории государства и права дается множество определений понятию «государство». Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) и т.д. Из более современных известны следующие определения: государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».3
На мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет то, которое содержит его (государства) основные признаки.
Итак, государство - это политико-правовое образование общества, которое распространяет свою власть на всю территорию страны и её население располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
С определением государства тесно связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
К основным признакам можно отнести следующие:
Многочисленные приверженцы разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
В
рамках классового подхода к сущности
государства государство
Общесоциальный
подход: государство определяется как
организация политической власти создающее
условие для компромисса
Религиозный подход: государство - организация политической власти, содействующий преимущество осуществлению интересов определенно религией. К такой сущности государства относятся: Ватикан, исламские государства Ирак, Иран, Пакистан и т.д.
Расовый подход: государство - организация политической власти, содействующая к преимуществу осуществления интересов определенной расы, проживающей на территории страны.
Любое государство обладает рядом функций. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом.
В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Содержание
функций не остается неизменным – оно
меняется вместе с изменениями, происходящими
в обществе. На содержание функций современных
государств оказывает влияние научные
факторы, научно-технический прогресс,
процессы информатизации и многое другое.
1.2. Церковь в политической системе общества.
В этом пункте я постараюсь раскрыть динамику взаимоотношений религии и общества, показать меру влияния религии на различные сферы общественной жизни, определить, существуют ли в этой области определенные тенденции.
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры.
Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.
В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.
Сакрализация личной и
Информация о работе Государство и религия: светское и теократическое государство