Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:16, курсовая работа
Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции 6
1.2. Церковь в политической системе общества 8
1.3. Государство и религия 12
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Теократия 14
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА 17
3.1. Секуляризация и понятие светскости 17
3.2. Россия - светское государство 19
ЗАКЛЮЧЕИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..………………………………26
Противоположный сакрализации
Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский) – это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.
Первоначально термин «
Мыслители прошлого
В настоящее время ряд
Конституция 1949 года предусматривает
возможность обращения
Считаю
необходимым отметить еще один момент
взаимоотношений церкви и общества.
Распространяется убеждение,
что современное общество
определенными силами искусственно клерикализуется.
Симптомы этого явления отчетливо
проявляются в средствах массовой
информации (особенно на
телевидении), в сфере образования,
в армии, органах государственного
управления. Об этом
свидетельствует демонстративное
проявление религиозности со стороны
государственных деятелей.
1.3. Государство и религия.
Вопрос о соотношении государства и религии все еще остается недостаточно освещенным. Тем не менее, имеющиеся на сегодня источники позволяют создать некоторые представления о взаимосвязи этих явлений. Выясняется, что уже на ранних стадиях доиндустриального общества, когда оно имеет достаточно ясно выраженную сословную, классовую структуру, религия начинает выполнять новую функцию: она идеологически сглаживает социальное неравенство; призывает всех к смирению, покорности, оправдывая сложившиеся порядки, проповедуя отказ от политической борьбы, сопротивления злу насилием и т.д. - все это определяет характер взаимоотношений государства и религий. Религия, не находящаяся в оппозиции к существующему строю, получает полную поддержку со стороны государства.
В индустриальном обществе отношения между государством и религией складываются и развиваются в разных странах неодинаково. Однако общей закономерностью является следующее. На ранних стадиях развития капитализма в Европе буржуазии характерны выступления против господствующей церкви под знаменем реформации, но не уничтожения религии. В последующем же буржуазия обращается к религии как к достаточно влиятельной духовной силе, способной решать масштабные задачи воспитательного свойства, государство и религия взаимодействуют достаточно согласованно. При этом используется различные пути. В одних странах декларируется равенство всех вероисповеданий и конфессиональных организаций. В других - одна из вероисповеданий (церквей), существующих в стране, провозглашается господствующей религией (церковью). В третьих - несмотря на несовместимость, провозглашается: с одной сторон, привилегированное положение какой-либо из религий, а с другой – свобода совести (религии, вероисповедания). В четвертых - декларируется отделение церкви от государства.
Исключительно
непростым является отношение к
религии социалистического
2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1. Теократия
«Теократия
(греч.), буквально господство Бога:
такое государственное
Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н. э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высший правитель в нем — бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником.8 Отмеченные Флавием признаки теократии получили в общественных науках широкое признание, а ее первоначальное определение в различных модификациях и сегодня является общеупотребительным.
Так,
почти полностью воспроизводят
флавиеву дефиницию теократии
Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти. Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники обожествляют светскую власть, в цезаропапизме светский правитель становится во главе церкви, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства закрепляется формально11.
Безусловно, совокупность таких критериев теократии, как государственная организованность, верховенство духовного лидера и выполнение церковной иерархией важных государственных функций, позволяет отграничить ее от негосударственных способов объединения людей и выделить среди прочих форм правления: монархии, аристократии, демократии и других. Однако при всем познавательном потенциале данные определения не дают адекватного представления о теократии, поскольку не учитывают ряд принципиальных положений онтологического и гносеологического свойства.
Во-первых,
в процессе исторического развития
теократия принимала различные
формы, в том числе и
Наконец, традиционное определение теократии в методологическом плане выводится через диалектическую категорию "форма" и ориентирует таким образом на анализ внешних, видимых сторон боговластия, не учитывая его внутренние, сущностные аспекты. Познавательные возможности категории "форма" ограничиваются также характеристикой способа выражения, существования "содержания", что сужает изучение определяемого как "форма" явления рассмотрением одной доминирующей взаимозависимости и не способствует исследованию иных внешних и внутренних связей явления.
Представляется,
что наиболее глубокому и всестороннему
исследованию феномена теократии способствует
системный метод, позволяющий анализировать
теократию как целостность, образованную
взаимодействиями различных элементов.
При таком подходе внимание в процессе
познания акцентируется на многочисленных
способах связи между элементами целостности,
так как качественная специфика отношений
внутри системы конституирует элементный
состав и определяет ее главные свойства.
Рассмотрение теократии как системы приводит
к тому, что государство или родоплеменной
союз считаются теократическими не столько
вследствие того, что власть в них осуществляется
религиозными лидерами или церковью, сколько
в результате того, что внутри данных сообществ
происходят теократические взаимодействия.
3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА
3.1. Понятие светскости
Режим отделения церкви от государства существует в большинстве стран - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
Информация о работе Государство и религия: светское и теократическое государство