Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:43, реферат
В последние годы некоторыми учеными вносятся предложения о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные науки - теорию государства и теорию права. Считаем такое расчленение единого предмета искусственным и нецелесообразным в силу органической взаимосвязи и взаимообусловленности предполагаемых дисциплин. Нельзя правильно понять, осмыслить право вне государства, а государство - без права, так как их происхождение, историческая миссия и функции во многом идентичны, они имеют одни корни.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 8
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 18
К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.
Тиранический
режим близок по своим признакам
к деспотическому режиму и тоже основан
на единоличном правлении и
Тоталитарный
режим означает полноту власти государства,
ее всеохватывающий, всеобъемлющий
характер. Термин был использован
для характеристики фашистского
режима в Италии и национал-социалистического
режима в Германии, он применялся для
обозначения политического
Фашистский
режим является одной из разновидностей
тоталитарного режима. Специфика
его в том, что основывается на
расистской идеологии, государство
всеми средствами и методами обеспечивает
юридическое и фактическое
Авторитарный
режим. Его главная черта состоит
в том, что государством руководит
узкий круг людей - правящая элита, которая
возглавляется лидером и
Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.
Слово
"право" - многозначно, имеет богатое
разностороннее содержание. Во-первых,
его употребляют в
Во-вторых,
с помощью этого термина
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право
- социальный институт, имеющий свою
собственную природу. Специфика
права проявляется в его
1) право
носило волевой характер, ибо
оно есть проявление воли и
сознания людей, но не любой
воли, а прежде всего государственно
выраженной воли классов,
2) общеобязательность,
в чем воплощается суверенитет
государства, означающий, что выше
официальной, публичной власти
в обществе никого нет и
быть не может и что все
принимаемые нормы права
3) нормативность
права заключается в том, что
оно прежде всего состоит из
норм, т.е. общих правил поведения,
регулирующих значительный
4) связь
с государством состоит в том,
что право во многом
5) формальная
определенность права
6) системность
права проявляется в том, что
оно представляет собой не
механическую совокупность
Сущность
права - "крепкий орешек". Ее не
так-то просто выявить, установить, поэтому
чисто методически при
Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?
История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.
Исходя
из этого, можно выделить и соответствующие
подходы к сущности права. Хронологически
первым является классовый подход,
в рамках которого право определяется
как система гарантированных
государством юридических норм, выражающих
возведенную в закон
Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.
Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.
Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.
Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.
Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);
защиты
существующего общественного
обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);
утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.
Право
есть совокупность исходящих от государства
общеобязательных, формально определенных
норм, выражающих идеи свободы, справедливости,
гуманизма, нравственности, прав человека
и призванных регулировать поведение
людей и их коллективов в целях
стабильного функционирования и
развития общества.
Используемая
литература