Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

В последние годы некоторыми учеными вносятся предложения о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные науки - теорию государства и теорию права. Считаем такое расчленение единого предмета искусственным и нецелесообразным в силу органической взаимосвязи и взаимообусловленности предполагаемых дисциплин. Нельзя правильно понять, осмыслить право вне государства, а государство - без права, так как их происхождение, историческая миссия и функции во многом идентичны, они имеют одни корни.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 8
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 18

Работа содержит 1 файл

Правовые основы гос-ва и права.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

К недемократическим  режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие  и безоговорочное подчинение подданных  правителю.

Тиранический  режим близок по своим признакам  к деспотическому режиму и тоже основан  на единоличном правлении и произволе  по отношению к подвластным. Особенности  этого режима в том, что он устанавливается  чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный  режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий  характер. Термин был использован  для характеристики фашистского  режима в Италии и национал-социалистического  режима в Германии, он применялся для  обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства  над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами  жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются  идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается  государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая  судебная власть.

Фашистский  режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика  его в том, что основывается на расистской идеологии, государство  всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный  режим. Его главная черта состоит  в том, что государством руководит  узкий круг людей - правящая элита, которая  возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой  разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное  участие народа в осуществлении  государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных  решений (например, путем референдума), а также контролирует в той  или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права и  конституцией данного государства. Государство исходит из того, что  единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и  прямое избирательное право при  тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая  свобода, терпимость к различным  взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют  интересы личности.

  1. Право: понятие, структура

Слово "право" - многозначно, имеет богатое  разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность  конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим  от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование  культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический  инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы  норм, институтов и отраслей. Это  так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную  волю общества (конкретные интересы различных  классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых  и обеспечиваемых государством, и  направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика  права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном  выше определении. Эти признаки заключаются  в следующем:

1) право  носило волевой характер, ибо  оно есть проявление воли и  сознания людей, но не любой  воли, а прежде всего государственно  выраженной воли классов, социальных  групп, элит, большинства членов  общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет  государства, означающий, что выше  официальной, публичной власти  в обществе никого нет и  быть не может и что все  принимаемые нормы права распространяются  на всех либо большой круг  субъектов;

3) нормативность  права заключается в том, что  оно прежде всего состоит из  норм, т.е. общих правил поведения,  регулирующих значительный круг  общественных отношений;

4) связь  с государством состоит в том,  что право во многом принимается,  применяется и обеспечивается  государственной властью. Государство  для того и функционирует, чтобы  гарантировать соблюдение исполнения  юридических норм;

5) формальная  определенность права заключается  в том, что нормы права имеют  внешне выраженную письменную  форму, должны быть четко объективированы,  точно определены, воплощены вовне;

6) системность  права проявляется в том, что  оно представляет собой не  механическую совокупность юридических  норм, а внутренне согласованный,  упорядоченный организм, где каждый  элемент имеет свое место и  играет свою роль, где юридические  предписания взаимосвязаны, расположены  определенным иерархическим образом,  группируются по отраслям и  институтам.

Сущность  права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому  чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать  две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое  право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при  анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать  сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право  Древнего Рима и современное право  Италии далеко не тождественны по своей  сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие  вопросы: чьи интересы обслуживает  в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в  приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых  и других интересов.

Исходя  из этого, можно выделить и соответствующие  подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных  государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную  волю экономически господствующего  класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом  интересов правящей группы.

Существует  также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду  с этими основными выделяют и  другие - религиозный, этнический, расовый  и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие  интересы будут доминировать в законах  и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым  и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть  значение права для общества и  конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под  которой понимается способность  права служить средством для  удовлетворения справедливых, прогрессивных  интересов общества и отдельной  личности.

Ценность  права выражается в том, что оно  прежде всего выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям  людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты  существующего общественного строя (устанавливает меры юридической  ответственности за общественно  опасные и вредные деяния);

обновления  общества, фактором его прогресса (содействует  развитию тех социальных связей, в  которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения  и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Суммируя  изложенное и учитывая существующие в современной отечественной  и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее  определение права, разделяемое  с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и  практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства  общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение  людей и их коллективов в целях  стабильного функционирования и  развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Используемая  литература 

  1. Марченко  М.П. Теория государства и права: учебник. - М.: Зерцало, 2004.
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2004.

Информация о работе Государство и право