Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:43, реферат
В последние годы некоторыми учеными вносятся предложения о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные науки - теорию государства и теорию права. Считаем такое расчленение единого предмета искусственным и нецелесообразным в силу органической взаимосвязи и взаимообусловленности предполагаемых дисциплин. Нельзя правильно понять, осмыслить право вне государства, а государство - без права, так как их происхождение, историческая миссия и функции во многом идентичны, они имеют одни корни.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 8
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 18
Обычно
выделяют три правовые формы
осуществления функций
Правотворческая
деятельность - это подготовка и
издание нормативно-правовых
От
правоисполнительской деятельности зависит
тот факт, будут ли законы и другие нормативные
акты реализованы или они останутся лишь
благими пожеланиями законодателя. Основное
бремя по исполнению правовых норм лежит
на органах управления (исполнительно-
Правоохранительная
деятельность, т. е. властная оперативная
и правоприменительная
Неправовые
формы охватывают большой
Понятие
формы государства относится
к важнейшим его
Выделяют три основных элемента в форме государства:
форму правления, форму территориального (государственного) устройства политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой
правления обычно понимают организацию
верховной государственной
Монархия обладает следующими юридическими признаками:
1) это,
как правило, единоличное
2) власть
монарха носит бессрочный, пожизненный
характер и передается по
Выделяют
две разновидности
В абсолютной
монархии власть монарха безусловна
и не ограничена никакой иной властью.
В государстве отсутствуют
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) высшие
органы власти формируются
2) должностные
лица несут политическую и
юридическую ответственность
Республиканская
форма правления также
Выделяют
два вида республик: президентскую
и парламентарную. Различие между
этими двумя формами проводится
в основном по порядку формирования
правительства и его
В президентской
республике глава государства
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу
президентских в настоящее
В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма
государственного устройства представляет
собой административно-
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное
территориальное единство
2) для
населения установлено единое
гражданство, территориальные
3) единая
структура государственного
4) единая система законодательства для всего государства;
5) одноканальная
система налогов, т.е. все
Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация
- это сложное государство, состоящее
из различных государственных
1) существование
общих для всего государства
высших органов
2) возможность
установления "двойного гражданства",
т.е. гражданин каждого из
3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
4) субъекты
федерации могут иметь свою
судебную систему наряду с
высшими судебными органами
5) двухканальная
система налогов, что
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному
признаку в основном строились такие
федерации, как бывший СССР, бывшие
Чехословакия и Югославия. Такого рода
федерации оказались
По территориальному
признаку образованы США, ФРГ и др.
Иногда оба признака комбинируются.
Например, федерация в Индия построена
как по территориальному, так и
по религиозно-этническому
Иногда
в качестве формы государственного
устройства называют конфедерацию. Однако,
строго говоря, она представляет собой
не форму внутреннего устройства
государства, а международно-правовое
объединение суверенных государств.
В конфедерацию государства объединяются
для решения общих задач (экономических,
оборонительных и т.д.), но без создания
единого государства. Члены конфедерации
остаются и после объединения
субъектами международного права, сохраняют
свой суверенитет, гражданство, собственную
систему государственных
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.
Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Различают
две основные разновидности политических
режимов: демократические и