Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

В последние годы некоторыми учеными вносятся предложения о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные науки - теорию государства и теорию права. Считаем такое расчленение единого предмета искусственным и нецелесообразным в силу органической взаимосвязи и взаимообусловленности предполагаемых дисциплин. Нельзя правильно понять, осмыслить право вне государства, а государство - без права, так как их происхождение, историческая миссия и функции во многом идентичны, они имеют одни корни.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ 4
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 8
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 18

Работа содержит 1 файл

Правовые основы гос-ва и права.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

 Обычно  выделяют три правовые формы  осуществления функций государства  - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

 Правотворческая  деятельность - это подготовка и  издание нормативно-правовых актов,  без которых реализация других  функций государства практически  невозможна. Например, как осуществлять  социальную функцию без кодифицированного  социального законодательства, социального  права? 

 От  правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

 Правоохранительная  деятельность, т. е. властная оперативная  и правоприменительная деятельность  по охране правопорядка, прав  и свобод граждан и т.д., включает  в себя принятие мер по предупреждению  правонарушений, разрешение юридических  дел, привлечение к юридической  ответственности и др.

 Неправовые  формы охватывают большой объем  организационно-подготовительной работы  в процессе осуществления функций  государства. Такая деятельность  является и необходимой, и правомерной,  но она не связана с юридически  значимыми действиями, влекущими  за собой правовые последствия.  Это, например, подготовительная  работа по сбору, оформлению  и изучению различной информации  при разрешении юридического  дела, ознакомление с письмами  и заявлениями граждан и т.  п. 

  1. Форма государства

Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как  устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной  власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования  и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная  власть в стране.

Выделяют  три основных элемента в форме  государства:

форму правления, форму территориального (государственного) устройства политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию  верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между  собой и с населением. В зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть в государстве одним лицом  или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую  формы правления.

Монархия  обладает следующими юридическими признаками:

1) это,  как правило, единоличное правление;

2) власть  монарха носит бессрочный, пожизненный  характер и передается по наследству;

Выделяют  две разновидности монархической  формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ  отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид  монархии характерен для древних  форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным  образом представительскую роль и символизирует единство нации  и стабильность правового порядка.

В настоящее  время ограниченная монархическая  форма правления существует в  Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской  формы правления характерны следующие  юридические признаки:

1) высшие  органы власти формируются путем  выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются  путем назначения на определенный  срок. Это означает, что в республике  нет несменяемых должностей, и  они не могут передаваться  по наследству.

2) должностные  лица несут политическую и  юридическую ответственность за  невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки  правительства, роспуске парламента  и т.д.

Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют  два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между  этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к  дополнительным.

В президентской  республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и  может уволить любого члена правительства  в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в  президентской республике не имеет  полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет  ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства  не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить  вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных  конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает  свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется  парламентом (партией, имеющей парламентское  большинство), и оно несет ответственность  за свою деятельность перед ним. Это  означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу  правительства или отдельному его  члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или  всего состава правительства.

К числу  президентских в настоящее время  относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика  Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия  и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются  редко. Широко используются смешанные  формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной  организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную  и национально-государственную организацию  государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности  между центральными и местными органами.

Выделяют  две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие  признаки:

1) полное  территориальное единство государства.  Это означает, что административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью;

2) для  населения установлено единое  гражданство, территориальные единицы  не имеют собственного гражданства;

3) единая  структура государственного аппарата  на всей территории государства,  единая судебная система;

4) единая  система законодательства для  всего государства;

5) одноканальная  система налогов, т.е. все налоги  поступают в центр, а оттуда  централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее  из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации  характерны следующие признаки:

1) существование  общих для всего государства  высших органов государственной  власти и управления и одновременно  высших органов государственной  власти и управления в субъектах  федерации;

2) возможность  установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов  одновременно является гражданином  федерации;

3) две  системы законодательства: общефедеральная  и каждого субъекта, однако устанавливается  приоритет общегосударственных  актов над актами субъектов  по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты  федерации могут иметь свою  судебную систему наряду с  высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная  система налогов, что предполагает  наряду с общефедеральными налогами  и налоговую систему субъектов  федерации.

В настоящее  время в мире насчитывается более  двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную  степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают  федерации, построенные по национальному  и территориальному признакам.

По национальному  признаку в основном строились такие  федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена  как по территориальному, так и  по религиозно-этническому признаку.

Иногда  в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой  не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения  субъектами международного права, сохраняют  свой суверенитет, гражданство, собственную  систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются  общие органы для совместного  решения тех вопросов, ради которых  объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению  высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в  единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий  элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная  власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет  свои подвиды.

Информация о работе Государство и право