Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимодействия Государства и Церкви между собой.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть типологию взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть модели взаимоотношений между Церковью и государством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви 6
Глава 2 Типология взаимоотношений государства и церкви 12
2.1 Политическое сотрудничество 13
2.2 Правовое сотрудничество 14
2.3 Укрепление общественной безопасности 14
2.4 Экономические отношения 15
2.5 Социальная сфера 16
Глава 3 Модели взаимоотношений между Церковью и Государством 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      С 2000-го года в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения — Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведений открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары.

      Потребность в более серьезном и постоянном сотрудничестве Церкви и науки привела  к созданию в 1999 г. Объединенного  научно-религиозного собрания в Москве и в перспективе — в регионах России. В 2000 г. на конференции по взаимодействию Церкви и научных центров России в Троице-Сергиевой лавре было поддержано предложение о необходимости существования постоянно действующего коллегиального органа, объединяющего Церковь и научные центры.

      В начале 90-х годов для более  активной просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано  Всероссийское православное молодежное движение (ВПМД). Центральным направлением работы ВПМД стала поддержка детских организаций: скаутов, разведчиков и следопытов.  Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работает реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах.12

      Анализ  значения «православного возрождения» и влияния Русской Православной Церкви был бы не полным без рассмотрения вопроса о реальных возможностях православия как платформы для  создания новой национальной идеологии и Церкви как активного ее сторонника и инициатора. Это сегодня особенно актуально – ведь до сих пор, в течении 20 лет с момента краха коммунистической идеологии в стране так и не сложилось ничего хотя бы близко похожего, что, бесспорно, не может быть сильной стороной действующей власти.

      Активные  сторонники расширения влияния Русской  Православной Церкви вполне обоснованно  говорят о том, что православие  является той органической почвой, на которой исторически «выросла»  российская цивилизация. А так как православие неотделимо от истории России, ее культуры, то важнейшим вектором движение является формирование новой национальной идеологии именно на основе православной идеи при активном посредничестве Русской Православной Церкви.

      В наиболее крайней форме это позиция  нередко звучит как необходимость  возрождения православной веры и  православной монархии в России.

      И действительно, православие как  источник базовых общечеловеческих ценностей органично сплетенных с русской культурой вполне может претендовать на статус одного из столпов национальной идеологии. Насколько влиятельным может быть этот статус – зависит от решения, по крайней мере, двух вопросов - имеет ли православие и Русская Православная Церковь реальную поддержку общества и способна ли она сама к подобной миссии.

      Насколько хотя бы потенциально велика восприимчивость населения к тем же общечеловеческим ценностям в православной форме. Особенность «нового крещения Руси» в том, что крестится не народ, но отдельные индивиды, пусть даже их и множество. Церковь не становится тем, чем она была в протяжении веков - не просто территорией, формой духовного единении народа, самовыражения коллективного национального самосознания. Ощущения соборности, соборного единения в церкви, соборных задач и соборной ответственности за их исполнение у большинства русских нет.

      На что способна сама Русская Православная Церковь. С материально-хозяйственной точки зрения возможности церкви, бесспорно велики. За последние годы Московская Патриархия, сумела в значительной мере восстановить церковно-административную структуру, едва ли не полностью разрушенную в эпоху государственного богоборчества. Количество приходов увеличилось почти в четыре раза. 

      Опасной выглядит и тенденция к внутрицерковному расколу. Несмотря на то, что в целом церковная структура Московской Патриархии сохранилась, на Украине, в Эстонии и Молдавии произошли разделения, в результате которых Русская Православная Церковь лишилась значительной части своих приходов. Но главная опасность заключается в том, что церковная смута в этих регионах продолжается и грозит с новой вспышкой перекинуться на соседние епархии. 

      Все вышесказанное не позволяет говорить о существенной готовности Русской  Православной Церкви способствовать существенному  формированию российской национальной идеологии, как по внешним, так и по внутренним причинам.

      Совершенно  очевидно, что использовать сегодня  необходимо весь культурно-исторический опыт российской истории – в том  числе и то, что было достигнуто при СССР, ее языческое прошлое, конкретные образы менталитета русского народа. Православие же может являться одной из ключевых доминирующих тенденций при формировании новой национальной идеологии страны.

      Церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства.  Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере. Однако, и здесь православная церковь и православие в ее лице, как один из источников морально-нравственного возрождения страны, не является даже реальным конкурентом современной массовой культуре.   20                     

      Вывод: Взаимоотношения государства и церкви в разные времена складывались по-разному. Но если рассматривать на данный период времени, то они улучшились.

      Церковь участвует в жизнедеятельности  государства, не являясь ни одной  ветвью власти, мы очень часто наблюдаем  служителей церкви на различных телешоу, также глав нашего государства на праздничных службах, из этого следует, что период гонения церкви закончился и начался период взаимоотношений и контактирования, при этом, не вредя друг другу, а только помогая.

Глава 3 Модели взаимоотношений  между Церковью и  Государством

 
 

      В ходе истории складывались различные  модели взаимоотношений между Православной Церковью и государством. В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством. Поскольку церковно-государственные взаимоотношения — явление двустороннее, то вышеуказанная идеальная форма исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, — иными словами, в государстве православном.

      Попытки выработать такую форму были предприняты в Византии, где принципы церковно-государственных отношений нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в святоотеческих писаниях.

      На  европейском Западе в Средневековье  не без влияния творения блаженного Августина «О граде Божием» сложилась доктрина «двух мечей», согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу.  Папы были полновластными монархами над частью Италии — Папской областью, остатком которой является современный Ватикан; многие епископы, в особенности в феодальной раздробленной Германии, были князьями, имевшими государственную юрисдикцию на своей территории, свои правительства и войска, которыми они предводительствовали.

      Реформация не оставила почвы для сохранения государственной власти папы и католических епископов на территории стран, ставших протестантскими. В XVII-XIX веках и в католических странах правовые условия изменились настолько, что на практике Католическая Церковь была устранена от государственной власти. Однако, помимо государства Ватикан, остатком доктрины «двух мечей» остается практика заключения Римской курией договоров в форме конкордатов с государствами, на территории которых находятся католические общины. Вследствие этого правовой статус данных общин определяется во многих странах уже не одними внутренними законами, но и правом, регулирующим международные отношения, субъектом которых является государство.23

      В Соединенных Штатах Америки, которые изначально представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального отделения Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер властной системы. Впрочем, абсолютный нейтралитет едва ли вообще достижим. Всякому государству приходится считаться с реальным религиозным составом своего населения. Ни одна христианская деноминация в отдельности не составляет большинства в Соединенных Штатах, однако решительное большинство жителей США составляют именно христиане. Эта реальность отражена, в частности, в церемонии присяги президента на Библии, наличии официального выходного дня в воскресенье и так далее.

      На  европейском континенте он явился результатом  антиклерикальной или прямо антицерковной  борьбы, хорошо известной, в частности, из истории французских революций. В таких случаях Церковь отделяется от государства потому, что государство связывает себя с той или иной антихристианской либо вообще антирелигиозной идеологией, — здесь уже не идет речи о нейтралитете государства в отношении религии и даже о его чисто светском характере.

      Для Церкви это обыкновенно влечет за собой стеснения, ограничения в правах, дискриминацию или прямые гонения. История ХХ века явила в разных странах мира много примеров подобного отношения государства к религии и Церкви.

      Существует  также форма церковно-государственных  взаимоотношений, которая носит  промежуточный характер между радикальным  отделением Церкви от государства, когда  Церковь имеет статус частной  корпорации, и государственной церковностью. Речь идет о статусе Церкви как корпорации публичного права. В этом случае Церковь может иметь ряд привилегий и обязанностей, делегированных ей государством, не являясь государственной Церковью в собственном смысле слова.

      Ряд современных стран — например, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Дания, Греция — сохраняют государственную церковность. Другие государства, которых со временем становится все больше (США, Франция), свои отношения с религиозными общинами строят на принципе полного отделения.

      В Германии Католическая, Евангелическая и некоторые другие церкви имеют  статус корпораций публичного права, в  то время как иные религиозные  общины от государства полностью  отделены и рассматриваются как  частные корпорации. На практике, однако, реальное положение религиозных общин в большинстве этих стран мало зависит от того, отделены или не отделены они от государства.

      В некоторых странах, где Церкви сохраняют  государственный статус, он сводится к взиманию налогов на их содержание через государственные налоговые учреждения, а также к тому, что, наряду с регистрацией актов гражданского состояния, производимой государственными административными органами, признается правовая действительность церковных записей, сделанных при крещении новорожденных или при заключении брака.

      В некоторых немногочисленных странах  Православная Церковь имеет статус государственной религии (Греция, Финляндия, Кипр), в других она отделена от государства. Различаются также конкретные правовые и политические условия, в которых  живут Поместные Православные Церкви. Однако все они опираются как в своем внутреннем устройстве, так и в своем отношении к государственной власти на заповеди Христовы, на учение апостолов, на святые каноны, на двухтысячелетний исторический опыт, и в любых условиях находят возможность для исполнения своих богозаповеданных целей.

      Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроить жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.

      Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, не вовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.5

      Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

  • миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
  • забота о сохранении нравственности в обществе;
  • духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
  • дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
  • охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
  • диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
  • попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
  • труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
  • наука, включая гуманитарные исследования;
  • здравоохранение;
  • культура и творческая деятельность;
  • работа церковных и светских средств массовой информации;
  • деятельность по сохранению окружающей среды;
  • экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
  • поддержка института семьи, материнства и детства;
  • противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Информация о работе Государство и церковь