Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа
Целью работы является изучение взаимодействия Государства и Церкви между собой.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть типологию взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть модели взаимоотношений между Церковью и государством.
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви 6
Глава 2 Типология взаимоотношений государства и церкви 12
2.1 Политическое сотрудничество 13
2.2 Правовое сотрудничество 14
2.3 Укрепление общественной безопасности 14
2.4 Экономические отношения 15
2.5 Социальная сфера 16
Глава 3 Модели взаимоотношений между Церковью и Государством 22
Заключение 28
Список литературы 30
В 1922 г. Политбюро ЦК РКП была создана специальная «Комиссия по проведению отделения церкви от государства», позже переименованная более откровенно в «Антирелигиозную комиссию».
В массовом количестве закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 года был издан декрет о принудительных изъятии церковных ценностей.
Религиозность
стала рассматриваться как
В результате отделения от государства церковь приобрела столь желанную внутреннюю духовную свободу, но ее внешнему существованию угрожало разрушение. Все аспекты церковной реформы отступили на задний план перед главным вопросом: удастся ли церкви выжить как институту.
Начало войны с фашисткой Германией открыло новый этап в истории церковно-государственных отношений. Советское правительство пересмотрело свою антицерковную политику, а Русская православная церковь вступила в период существенного восстановления.
Поворот в сталинской политике в отношении церкви приходится на 1943 г., когда состоялась его встреча с духовенством. Церковь как институт получила возможность восстановления. Впервые после 1926 г. церковному Синоду было разрешено выбрать патриарха.
В январе 1945 г. был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу Русской православной церкви. В 1946 г. вновь были открыты семинарии.
Однако при этом Русская православная церковь должна была, безусловно, поддерживать внутреннюю и внешнюю политику правительства. Руководители церкви даже присвоили Сталину титул «духовного вождя» и «истинного защитника церкви».
Дальнейшая деятельность Русской православной церкви тесно связана с «борьбой за мир». Ко времени смерти Сталина церковь вновь обрела в обществе и государстве духовную силу, но затем последовали новые испытания.19
Эпоха умеренного ослабления напряжения в отношениях между государством и церковью окончилась с развертыванием Хрущевым в 1959 г. антирелигиозной кампании, которая длилась до конца 1964 г. Курс на победу коммунизма, провозглашенный Н.С.Хрущевым, предполагал ликвидацию религии. Московская патриархия, как и вся Русская православная церковь, рассматривалась в известном смысле как пережиток сталинизма, который должен быть устранен.
За пять лет церковь потеряла большинство прав, полученных во время войны. Начавшееся с 1959 г. преследования церкви привело к утрате ею 2/3 ее. Единственным положительным моментом было лишь возобновление в этот период международных контактов Русской православной церкви с другими церквями. Новая политика руководителя партии и государства М.С.Горбачева привела к более терпимому отношению к религии и существенно улучшила взаимосвязи между государством и Русской православной церковью.
Вывод: За весь период существования Русской Церкви она много раз терпела гонения со стороны государства. Также руководители государства умели ловко наладить отношения с церковью, если знали, что в этом есть выгода, так как большинство жителей страны являются православными и с помощью церкви они могли диктовать свою идеологию.
При Н.С.Хрущеве была развернута антирелигиозная компания, для того чтобы превзойти Сталина и бороться с пережитками коммунизма. Но, не смотря на его усилия люди, продолжали верить, оставаться православными, они тайно крестили своих детей, ходили на службы, и продолжали верить и почитать Бога.
М.С.Горбачев более терпимо относился к религии и его путь продолжил Б.Н. Ельцин. Сделав вывод можно понять, что отношение государства и церкви зависит только от главы государства.
Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха. Принято выделять несколько моделей взаимодействия церкви и государства. В православной традиции наиболее известной является концепция «симфонии Церкви и Государства», когда в их отношениях устанавливается обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой.
Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного «окормления» своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.
Католицизм среди наиболее приемлемых признает доктрину «двух мечей», согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на соответствующей территории, в том числе и над находящимися на ней религиозными общинами.7
На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным». Однако практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.
Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.
В то же время Церковь может
обращаться к государственной
власти с просьбой или
Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти.
Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви. 17
В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы.
Сегодня
все чаще звучит мнение, что для
постоянного и
Интересным
В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в Православие», были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к проведению конференции в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны.
По итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен.
При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других.
С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий. 3
2.4 Экономические отношения
Как видно из вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер.
Куда
более действенным
Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви.
Однако, выступая за возврат земель, конфискованных еще до революции и покойный и нынешний Патриархи достаточно резко высказывались против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора Святейшего Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.
По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения.
В
начале 90-х годов были созданы
общецерковный и епархиальный отделы
по благотворительности и
Для
обсуждения наиболее острых и спорных
медицинских вопросов врачами, священниками
и представителями
В
большинстве епархий при
Проведение
с 1992 года Общеобразовательных