Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа
Целью работы является изучение взаимодействия Государства и Церкви между собой.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть типологию взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть модели взаимоотношений между Церковью и государством.
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви 6
Глава 2 Типология взаимоотношений государства и церкви 12
2.1 Политическое сотрудничество 13
2.2 Правовое сотрудничество 14
2.3 Укрепление общественной безопасности 14
2.4 Экономические отношения 15
2.5 Социальная сфера 16
Глава 3 Модели взаимоотношений между Церковью и Государством 22
Заключение 28
Список литературы 30
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
САМАРСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
Государственно-правовых дисциплин
Тема:
Государство и церковь
Курсовая работа по дисциплине
«Теория
государства и права»
Предварительная оценка _________
Работа защищена «___» _______ 2012 г.
Оценка ___________
Самара 2012г.
Оглавление
В социалистическом обществе взаимоотношения государства и Церкви определялись Конституцией, согласно которой Церковь была жестко отделена от государства. На практике это отделение выражалось в подчинении Церкви государству и ее полному контролю с его стороны.
Это подчинение произошло не сразу, а после некоторого периода конфронтации. Естественно, что религиозная идеология не могла устроить большевиков-материалистов. В условиях авторитарной большевистской власти это должно было привести к репрессиям. Кроме того, не нужно забывать, что в царской России Церковь представляла по сути одну из ветвей власти, всегда защищавшей интересы самодержавия.
В
последующие годы периоды гонений
и репрессий сменялись
В течение последних 20 лет все уверенней слышатся голоса по поводу «православного возрождения» в России. Открываются церкви, представители Русской Православной Церкви все чаще выступают на телеканалах, а избрание на патриарший престол митрополита Кирилла вообще было отмечено всяческими знаками внимания со стороны Кремлевской администрации.
Принято считать, что истекший XX век был веком существенного ослабления религиозности и мировых религий. Полагаем, что это не так. Казалось бы, развитие науки и техники, господство корпораций в политике и экономике, глобализация, должны были окончательно подорвать влияние церкви и религиозности в целом. Мы видим – оживление миссионерства почти всех мировых религий, огромное количество сект и религиозных движений, распространение различных суеверий – все это только малая часть общего процесса увеличения религиозности человечества в целом, и «второго дыхания» мировых религий. Не исключением оказалась и Россия, где после 70-летнего затишья вновь сложились предпосылки для «возрождения православия».
Так исторически сложилось,
Актуальность исследования заключается в том, что роль в политическом пространстве России и сегодня не может не вызывать вопросы о политическом значении Русской Православной Церкви, ее отношении к государству.
Также актуальность обусловлена рядом факторов:
можно ли говорить о существенном изменении политического значения Церкви сегодня, или это всего лишь одна из новых «ПР-кампаний» действующей власти;
каково действительное положение Церкви в нашей политической системе и в обществе;
каковы ее реальные возможности.
Целью работы является изучение взаимодействия Государства и Церкви между собой.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть типологию взаимоотношений государства и церкви;
Рассмотреть модели взаимоотношений между Церковью и государством.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в результате взаимоотношений Государства и Церкви.
Предмет исследования роль Церкви в Государстве.
Методологическая основа работы. В основу изучения взаимоотношения Государства и Церкви легли специальные методы: сравнительно-правовой, системный, прогнозирования, статистический и другие. Применение названных методов дало возможность проанализировать и сделать выводы по данному исследованию.
Если говорить обобщенно, то следует выделить два главных подхода к объяснению происхождения государства. Первый из них из того, что государство является произведением искусственным, создающимся чьей-то волей, не детермированной материальными отношениями и факторами. Это может быть божественная воля; обуславливающая богоустановленную власть и требующая безоговорочного подчинения ей со стороны всех и каждого: Человеческая воля, выраженная в договорных отношениях, которые обеспечивают порядок и защиту прав человека, воля завоевателя, которая обеспечивает возникновение государства путем насилия, а само государство представляет собой, не навязанной обществу: сочетание воль «правящих и управляемых», обозначающие политическую власть на основе социальной солидарности и т.д. Соответственно указанные представления выражались в виде различных теорий происхождения государства.
В их числе теологическая, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне практикующая государство как «божественное учреждение» с позиций христианской демократии; договорная, объясняющаяся перехода от естественного сочетания к организационному обществу, соединяющему людей в государство: объективно – идеалистическая, связывающая возникновение государства с требованиями разума; теория насилия, выводящая государство и культа силы, рассматривающая его как продукт войны и завоевания, теория солидаризма, представляющая государство в виде системы взаимозависимости.
Все эти теории – не только достояние истории, многие из них и иные имеют широкое хождение в попытках объяснить сущность государства с точки зрения его элементного состава – территории, населения власти, другие видят в нем юридическую персонификацию общества, третьи характеризуют государство с позиции рациональной структуры его организации, например, разделение властей.14
При всей искусственности, а иногда и наивности рассмотренных теорий происхождения государства каждая из них позволяет высветить те или иные стороны организации общества через посредство государство, преодолеть односторонний переход к пониманию его сущности. Следует особо обратить внимание на то, что ряд черт государства раскрывается через эти теории. 10
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом. В 20 веке образовалась новая форма взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.13
Рассматривая взаимоотношение церкви и государства, мы вынуждены ограничиваться рамками, так как объем работы не позволяет останавливаться на всех основных религиях мира подробно.
Русская православная церковь вовлечена, как и весь мир в процесс протестантизма при Петре 1.9
Мощный размах государственного вмешательства в дела церкви - одна из основных черт этого периода ее истории. В учении Феофана Прокоповича соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским пониманием государственной власти; согласно этой новой концепции властитель является высшим хранителем и защитником догматов церкви.
Свою задачу Петр 1 видел в более тесном сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, сокращение числа монастырей – все это было результатом рационалистическим об общественной пользе.
Для исполнения этих замыслов и была создана Духовная коллегия, впоследствии Священный Синод, члены которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» важнейший церковный документ в истории России, в течение двух последующих веков определявший жизнь православной русской церкви. Составленный Феофаном Прокоповичем, этот документ имел целью привести в соответствии церковную реформу и государственные законы тем, чтобы созданная Духовная коллегия в систему коллегий. Священный Синод стал высшим арбитром в духовных и светских делах.
После смерти Петра 1 Священный Синод был подразделен на два департамента: первый состоял из иерархов и занимался духовными делами, второй включал лиц светского звания. В отношении религиозных сект политика была сложной; государство рассматривало церковь как часть себя самого и вплоть до 19 в. Религиозная оппозиция воспринималась, прежде всего, как политическая и соответственно преследовалась.
Церковь к концу синодального периода окончательно утратила способность функционировать как независимый институт, церковное руководство стало частью высшей министерской бюрократии. Церковь оказалась в изоляции в пучине реакции. Синод официально санкционировал сотрудничество духовенства с правоэкстремистскими политическими организациями после 1905г.
Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительствующий Синод. Его членов – церковных иерархов и обер – прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам Русской православной церкви.
На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался, и регистрировался в церкви. Дела семейные рассматривались в церковных судах по церковному (каноническому) праву.
Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления. На церковь возлагались и некоторые функции полицейского надзора.10
Провозглашенный во время Великой Французской революции принцип разделения церкви и государства продолжением мировоззрения эпохи Просвещения.
Государство терпит церковь как культовое учреждение и официально признает свободу совершения религиозных обрядов.