Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры

любого современного общества играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством

финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на

формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая

возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------3


1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная

политика Республики Беларусь

1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики

Беларусь------------------------------------------------------5

1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7

2. Доходы и расходы госбюджета РБ

2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10

2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики

Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16

3. Дефицит государственного бюджета -------------------

3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22

3.2. Способы финансирования дефицита государственного

бюджета -------------------------------------------------------------------

---23

3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике

Беларусь -----------------------------------------26


Заключение -------------------------------------------------------29


Список литературы --------------------------------------------31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 83.39 Кб (Скачать)

частым  изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных  странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе

страхование по безработице) и система участия  в прибылях. Создание

эффективных систем прогрессивного налогообложения  и страхования занятости

является  первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные

сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных

налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического

управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между

расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический

дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной

бюджетного  дефицита и структурным дефицитом.

Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных

странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени

циклическими  колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом

инфляционной  части процентных платежей по обслуживанию государственного

долга.

Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное

погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей

государственных расходов.

      Первичный дефицит (излишек) государственного  бюджета - разность между

величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного

дефицита  является фактором увеличения долгового  бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым

(официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный

квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование  государственными предприятиями  избыточной занятости в

государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше

рыночных  за счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной

задолженности;

2. накопление  в коммерческих банках, отделившихся  на начальных стадиях

экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих

ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств

госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти

кредиты, в конце концов, выплачиваются, в  основном, за счет льготных

кредитов  Центрального Банка;

3. отдельные  операции, связанные с государственным  долгом, а также

финансирование  Центральным Банком убытков от мероприятий  по стабилизации

обменного курса валюты, беспроцентных и  льготных кредитов правительству

(например, на закупки пшеницы, риса, кофе  и т.д.); кредиты рефинансирования

коммерческим  банкам на обслуживание "плохих долгов", а также

рефинансирование  Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и

жилищных  программ правительства по льготным ставкам и т.д.). 

3.2. Способы  финансирования дефицита государственного  бюджета 

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

* Монетизация  бюджетного дефицита;

* Внешнее  долговое финансирование;

* Внутреннее  долговое финансирование.

      В переходных экономиках монетизация  дефицита государственного бюджета

обычно  используется в тех случаях, когда  имеется значительный внешний долг,

и это  исключает льготное финансирование из иностранных источников, а

возможности внутреннего долгового финансирования также практически

исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних

процентных  ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если

официальные валютные резервы ЦБ истощены, в  силу чего урегулирование

платежного  баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается,

что экономика  выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего  банковского

финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания

денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы

над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня

цен. В  результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный

налог, и  часть их доходов перераспределяется в пользу государства через

возросшие цены.

  В  условиях повышения уровня инфляции  достигается так называемый "эффект

Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения

налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих

переходных  экономик. Нарастание инфляционного  напряжения создает

экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время

"затяжки"  происходит обесценение денег,  в результате которого выигрывает

налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая

неустойчивость  финансовой системы могут возрасти.

 Монетизация  дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах -

например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным

предприятиям  по льготным ставкам или в форме  отсроченных платежей.

Альтернативные  возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного

дефицита (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или

льготных  займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются

наиболее  привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не

оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма

полезным, если такое финансирование связано  с производительным

использованием  ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных

экономиках  либо ограничены из-за значительной внешней  задолженности, либо

используются  правительствами преимущественно  в непроизводительных целях -

на потребительские  дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного

аппарата  и т.д. Такие дополнительные бюджетные  расходы не могут быть быстро

сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне

отсутствия  гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает

общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного

дефицита  может оказаться относительно привлекательным  вариантом для

переходных  экономик в тех случаях, когда:

1. удается  организовать концессионное финансирование;

2. на внутреннем  рынке ощущается дефицит капитала  при высокой внутренней

норме прибыли;

3. торговый  баланс относительно благополучен  при наличии благоприятных

перспектив  расширения рынка;

4. первоначальные  размеры внешнего долга незначительны;

5. первоочередной  задачей макроэкономической политики  является снижение

вероятной инфляции.

Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко

рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот

способ  финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только

откладывает этот рост.

Если облигации  государственного займа размещаются  среди населения и

коммерческих  банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их

размещении в Центробанке. Однако последний может скупить эти облигации на

вторичном рынке ценных бумаг и тем самым  расширить свои квазифискальные

операции, способствующие росту инфляционного  давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных

облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие

(и даже  отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое

финансирование  бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм

дополнительного налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных

ставок  и значительных размерах дефицита государственного бюджета со

временем  неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного

внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

      Рост бремени внутреннего долга  увеличивает и долю государственных

расходов  на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного

дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает

возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере и

стабилизации  уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее

долговое  финансирование бюджетного дефицита связано  с относительно

умеренными  издержками только в тех случаях, когда:

* сложно  контролировать предоставление  кредитов частному сектору;

* внешнее  долговое финансирование относительно  дорого или ограничено из-за

значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь