Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на
формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная
политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики
Беларусь------------------------------------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета -------------------------------------------------------------------
---23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь -----------------------------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31
частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в
индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система
налогообложения,
система государственных
страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание
эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости
является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные
сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных
налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического
управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между
расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический
дефицит
нередко оценивается как
бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных
странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени
циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом
инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного
долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей
государственных расходов.
Первичный дефицит (излишек)
величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного
дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым
(официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный
квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1. финансирование
государственными
государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше
рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной
задолженности;
2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих
ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств
госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти
кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных
кредитов Центрального Банка;
3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также
финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации
обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству
(например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования
коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также
рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и
жилищных
программ правительства по льготным
ставкам и т.д.).
3.2. Способы
финансирования дефицита
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
* Монетизация бюджетного дефицита;
* Внешнее долговое финансирование;
* Внутреннее долговое финансирование.
В переходных экономиках
обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг,
и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а
возможности
внутреннего долгового
исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних
процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если
официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование
платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается,
что экономика выдержит высокую инфляцию.
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского
финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания
денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы
над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня
цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный
налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через
возросшие цены.
В
условиях повышения уровня
Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения
налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих
переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает
экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время
"затяжки"
происходит обесценение денег,
в результате которого
налогоплательщик.
В итоге дефицит
неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация
дефицита государственного
непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах -
например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным
предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного
дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или
льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются
наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не
оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма
полезным, если такое финансирование связано с производительным
использованием ресурсов.
Нередко,
однако, возможности льготного
экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо
используются
правительствами
на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного
аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро
сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне
отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает
общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного
дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для
переходных экономик в тех случаях, когда:
1. удается
организовать концессионное
2. на внутреннем
рынке ощущается дефицит
норме прибыли;
3. торговый
баланс относительно
перспектив расширения рынка;
4. первоначальные
размеры внешнего долга
5. первоочередной
задачей макроэкономической
вероятной инфляции.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко
рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только
откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и
коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их
размещении в Центробанке. Однако последний может скупить эти облигации на
вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные
операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных
облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие
(и даже
отрицательные) процентные
финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм
дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных
ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со
временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного
внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего
расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного
дефицита,
и государственной
возможности
снижения напряженности в бюджетно-
стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее
долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно
умеренными издержками только в тех случаях, когда:
* сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
* внешнее
долговое финансирование
значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая