Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры

любого современного общества играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством

финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на

формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая

возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------3


1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная

политика Республики Беларусь

1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики

Беларусь------------------------------------------------------5

1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7

2. Доходы и расходы госбюджета РБ

2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10

2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики

Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16

3. Дефицит государственного бюджета -------------------

3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22

3.2. Способы финансирования дефицита государственного

бюджета -------------------------------------------------------------------

---23

3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике

Беларусь -----------------------------------------26


Заключение -------------------------------------------------------29


Список литературы --------------------------------------------31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 83.39 Кб (Скачать)

отрасли материального производства, жилищно-коммунального  хозяйства и

бытового  обслуживания населения. Основная масса  бюджетных ресурсов

направлялась  на финансирование капитальных вложений в государственном

секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение

разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным

хозяйствам  и т.д.).

Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование

социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству  развивать

систему народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять

минимальные потребности населения в медицинском  обслуживании, осуществлять

социальную  защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только

социальное, но и экономическое значение. Являясь  финансовой базой

осуществления социальных  прав - на образование, медицинское  обслуживание,

социальную  защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное

производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых

ресурсов,  созданию условий для повышения  производительности труда на

основе  использования научных достижений, ускорению научно-технического

прогресса.

         Часть средств бюджета государство  направляет на оборону. Военные

расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в советские времена на

них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное

место в  затратах на оборону занимает закупка  вооружений и военной техники;

затем идут затраты по текущему содержанию армии  и флота, финансированию

научно-технических  разработок в области вооружения; остальное приходится на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем

расходов  на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы

военного  нападения: при благоприятной международной  обстановке они

сокращаются.

Расходы бюджета на управление обусловлены  выполнением государством

хозяйственно-организаторской  функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. Бюджетные  расходы на управление

являются  частью общего фонда управления, формируемого также и в

децентрализованном  порядке путем включения расходов на управление в

себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий  и организаций.

Разбалансированность  отечественной экономики выдвигает  на первый план

двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения

 эффективности   использования  бюджетных   средств. Главная трудность в

решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного

роста бюджетных  расходов еще не создано непреодолимых  преград,  а оценка

бюджетных расходов  с  позиций их народнохозяйственной и социальной

эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной

базы.

 Существующая  практика формирования бюджета  свидетельствует о том, что

доступ  к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен,

 что  создает возможности  для   неэффективного  использования   бюджетных

ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных  отношений, прежде

всего в  материальном производстве, где бюджетное  финансирование следует

практически полностью заменить системой субсидирования,  при которой

обязательными условиями предоставления средств  выступали бы конкурсная

борьба  претендентов за сами субсидии и отбор  более эффективных вариантов

инвестирования  бюджетных средств на основе сопоставления  проектно-сметной

документации  и финансовых расчетов.

Замена  бюджетного финансирования субсидиями*, субвенциями*, а также

бюджетными  займами* позволит реально перейти  к использованию в практике

бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от

которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.

       Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные.

Перечень  защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи

не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные

статьи  бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных

дается  ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат

сокращению  при недостатке доходных источников.

___________________________________________________________________________

(*субвенция  - денежные средства, выделяемые  из вышестоящего бюджета

нижестоящему  бюджету на конкретные цели;  *субсидия - денежные средства,

предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания

уровня  социально-экономического развития соответствующей административно-

территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи

или пособия, *бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из

республиканского  или местных бюджетов для использования  по целевому

назначению  с получением с заемщика процентов  на сумму займа;) 

      Защищенными расходами госбюджета нашей страны в 2002 году (согласно

Закона  РБ №72-3 от 29.12.2001 "О бюджете РБ на 2002 год") являются

заработная  плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии,

пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление  стоимости

коммунальных  услуг и другие выплаты населению  в соответствии с

законодательными  актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты

и перевязочные средства,  проценты по государственному долгу, погашение

государственного  долга. Сокращение может производиться  только по

незащищенным  статьям. Статьи, находящиеся под  защитой также не подлежат

секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и

блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям

расходов  бюджета.

         В составе республиканского и местных бюджетов также создаются

резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по

целевому  назначению на осуществление социальных, экологических и других

программ, ликвидацию последствий возможных  стихийных бедствий и проведение

других  мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении

бюджетов. Порядок формирования этих фондов и  их размеры определяются при

утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. С

одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками

поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь

определяются  экономическими возможностями государства. С другой стороны,

расходы при надлежащем использовании бюджетных  средств могут оказывать

обратное  влияние на доходы, содействуя росту  производства, развитию науки,

совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

          Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе

формирования  бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и

населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным

воплощением - денежные средства, мобилизуемые в  бюджетный фонд. Бюджетные

доходы, с  одной стороны, являются результатом  распределения стоимости

общественного продукта между различными участниками  воспроизводственного

процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения

сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя

используется  для формирования бюджетных фондов территориального,

отраслевого и целевого назначения.

Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет

зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач. В нашей стране, где собственником  преобладающей массы

средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы

бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных

предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась

тем, что  была жестко централизованной, строилась  на использовании

индивидуальных  ставок. Эти черты отражали административно-командный  подход

к мобилизации  финансовых ресурсов в распоряжение государства,

свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить  в своих руках

максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы

хозяйствования  потребовал использования новых  методов руководства

общественным  производством,  а неэффективность  применявшихся ранее форм

мобилизации части чистого дохода предприятий  в бюджет обусловило коренное

изменение системы доходных поступлений - она  стала строиться на базе

налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены

на правовую основу, регулируемую законом.

Налог может  рассматриваться в качестве экономической  категории с присущими

ей двумя  функциями - фискальной и экономической. С помощью первой

формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство  влияет  на

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь