Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на
формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная
политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики
Беларусь------------------------------------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета -------------------------------------------------------------------
---23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь -----------------------------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31
отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и
бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов
направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном
секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение
разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным
хозяйствам и т.д.).
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать
систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять
минимальные
потребности населения в
социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только
социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой
осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание,
социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное
производство,
способствуя улучшению
ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на
основе
использования научных
прогресса.
Часть средств бюджета
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в советские времена на
них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное
место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники;
затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию
научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного
нападения: при благоприятной
сокращаются.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление
являются частью общего фонда управления, формируемого также и в
децентрализованном
порядке путем включения
себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Разбалансированность
отечественной экономики
двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения
эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в
решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного
роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград, а оценка
бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной
эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной
базы.
Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что
доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен,
что создает возможности для неэффективного использования бюджетных
ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде
всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует
практически полностью заменить системой субсидирования, при которой
обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная
борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов
инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной
документации и финансовых расчетов.
Замена бюджетного финансирования субсидиями*, субвенциями*, а также
бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию в практике
бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от
которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.
Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи
не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные
статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных
дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат
сокращению при недостатке доходных источников.
______________________________
(*субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета
нижестоящему бюджету на конкретные цели; *субсидия - денежные средства,
предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания
уровня социально-экономического развития соответствующей административно-
территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи
или пособия, *бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из
республиканского или местных бюджетов для использования по целевому
назначению
с получением с заемщика процентов
на сумму займа;)
Защищенными расходами госбюджета нашей страны в 2002 году (согласно
Закона РБ №72-3 от 29.12.2001 "О бюджете РБ на 2002 год") являются
заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии,
пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости
коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с
законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты
и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение
государственного долга. Сокращение может производиться только по
незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат
секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и
блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям
расходов бюджета.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются
резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по
целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других
программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение
других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении
бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при
утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С
одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками
поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь
определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны,
расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать
обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки,
совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Доходы бюджета выражают
государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и
населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные
доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости
общественного продукта между различными участниками воспроизводственного
процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения
сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя
используется для формирования бюджетных фондов территориального,
отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет
зависят
от системы и методов
экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы
средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы
бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных
предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась
тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании
индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход
к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства,
свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках
максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы
хозяйствования потребовал использования новых методов руководства
общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм
мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное
изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе
налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены
на правовую основу, регулируемую законом.
Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими
ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой
формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на