Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:23, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на
формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная
политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики
Беларусь------------------------------------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета -------------------------------------------------------------------
---23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь -----------------------------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31
3,9
.....
.....
21,7
7,6100,0
30,1
14,2
10,1
н-д
.....
.....
5,4
.....
.....
20,5
10,3
Анализируя
структуру доходов
очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно
снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы
предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С
1992 года
по настоящее время
прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7
% в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что уровень прямых налогов
по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных
налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась.
Следует
отметить и рост доли доходов от
внешнеэкономической
(с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует о возрастающем
влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру
доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5
раза) по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих
государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации
государственного имущества.
Несмотря на сокращение
увеличение неналоговых доходов, о снижении общей налоговой нагрузки речь
пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений свидетельствует о
том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом
недоимки) с каждым годом увеличивается (в 2001 году по сравнению с 2000
годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта, эта
тенденция сохраняется и в 2002 году).
Среди изменений ставок
ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание
предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление других целей,
стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских в этом году
были исключены налог на игорный бизнес и единый с/х налог. Минфин посчитал,
что они должны стать местными. Также в этом году на создание новых рабочих
мест будет предназначено 25% от поступлений чрезвычайного налога и
обязательных отчислений в фонд занятости, это на 5% больше, чем в 2001 г.
Однако правительство предложило целых 15 категорий лиц, структур и
платежей, с которых данный налог не взимается. Среди прочих бенефициарами
такой политики стали сельскохозяйственные предприятия, юридические лица,
обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и
распорядительных органов. Из года в год государство освобождает их от
уплаты отдельных налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому
хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность,
закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными
производителями. Не всегда оправданные налоговые льготы существенно снижают
эффективность фискальной политики.
Согласно ст.7 закона о государственном бюджете РБ на 2002 г.,
предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты областей и г. Минска
от общих налоговых сборов:
Очевидно, что бюджет-2002 поставил определенные регионы в более
выгодное положение, чем другие. На следующий год сохранены нормы отчислений
из республиканского бюджета в областные и столичный городской. По акцизам
все области получают 40% от собранных средств. По НДС Брестская - 66%,
Витебская - 47%, Гомельская - 42%, Гродненская - 58%, Минская - 56%, г.
Минск - 25%. А вот Могилевская в прошлом году получала только 51%
собранного в области НДС от отечественных производителей, а в 2002 г. цифра
увеличена до 91%. По налогам на доходы и прибыль юридических лиц Гомельская
область получит 51,3% (в 2001 г. - 33%), Могилевская - 100% (вместо 41%) и
Минск - 33,3% (вместо 25% в этом году). При этом Могилевская область имеет
одни из самых плохих показателей по количеству убыточных предприятий, по
рентабельности, по объему складских запасов и долгов перед бюджетом по
налогам, перед поставщиками по энергоресурсам и перед рабочими - по
зарплате.
Известно, что одной из важных проблем для государственных
предприятий является их принуждение к содержанию социальных и культурных
объектов. В бюджете-2001 г. выплаты на поддержание передаваемых местных
советам объектов составили почти 7 млрд. рублей. На 2002 г. данная сумма
запланирована в размере 7,4 млрд. (с учетом инфляции она сократилась).
Произошло уменьшение объема субвенций на строительство объектов
коммунальной собственности. На 2002 г. запланировано 27,7 млрд. вместо 32
млрд. в 2001. В реальном выражении уменьшение объемов финансирования по
данным статьям ожидается весьма существенным. В два раза в номинальном
выражении планируется сократить субвенции на "финансирование расходов,
связанных с осуществлением г. Минском функции столицы" (до 25 млрд.).
И в целом: тенденция проекта бюджета на 2003 год - режим строжайшей
экономии. Предполагается, что расходы на образование и науку вырастут в 1,5
раза, на культуру и СМИ - в 1,4 раза. Напротив, на 50% сокращаются расходы
на содержание всех санаториев и здравниц, отменяется большинство льгот на
транспорте, сокращаются льготы по бесплатному получению лекарств и
зубопротезированию, будут упорядочены льготы по отпуску населению
сжиженного газа и твердого топлива, и др. Ставки основных налогов останутся
на прежнем уровне.
Реальное же снижение
достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или
снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания
каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой
политики
государства и всегда зависят
от состояния текущей
конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики
увеличивать налоговую нагрузку).
Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых - обеспечение
достаточных поступлений в бюджет, а другая - налоги должны взиматься так,
чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики,
необходимо проведение комплекса следующих мер:
* Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
* Совершенствование
структуры и сокращение
за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
* Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов
взимания таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и
доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
* Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и
сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным
снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
* Поиск
и выбор оптимального
и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных
бюджетов.
Таким образом, анализ
имеющиеся
некоторые положительные
вопросов,
требующих скорейшего решения.
3. Дефицит государственного
3.1. Бюджетный дефицит, его виды
Одной из основных задач бюджетной политики государства является
регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета
превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности
государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В
зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный
дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо
путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может
свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.
Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень
внимательно.
Различают следующие виды
Циклический дефицит (излишек)
государственного бюджета
результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить
амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к