Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены способы этого участия, сущность государственно–общественного управления образованием, его развитие, практика и принципы.
В практической части будет проведено исследование государственно–общественного управления образованием на примере муниципального бюждетного образовательного учреждения лицея №8 имени С.П.Дягилева. Будет рассмотрена система управление и конкретно её проблемы. Будет изучено общественное управление школой, цели и проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Сущность государственно-общественного управления образованием
Развитие, практика государственно-общественного управления образование
Принципы государственно-общественного управления образованием
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ
МОУ СОШ
2.1. Общая характеристика организации: муниципальное бюждетное образовательное учреждение лицей №8 имени С.П.Дягилева.
Система управления лицеем: проблемы
Общественное управление лицеем: цели, проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Кроме того, в последние годы образование фактически превращается из отрасли государственной деятельности и опеки в особую социальную сферу, в силу необходимости взявшую на себя преобразующую, стабилизирующую, защищающую, реабилитирующую, культуропреемственную, инновационную и прочие функции, что делает эту сферу ключевой с точки зрения поддержки и развития большинства гражданских инициатив.
История отечественной школы дает нам очевидную картину взаимосвязи образования и политики: начало каждого нового периода истории сопровождалось заявлениями о необходимости реформирования образования.
Господствующие ныне институциональные школьные модели складывались столетия назад: в век Просвещения, под реализованным лозунгом отделения школы от церкви в пользу государства. Это было прогрессивно для Средневековой Европы, в том числе и для России. Однако, в результате школа, попав под полный контроль государства, была в какой то момент отделена и от общества. Возникшая институциональная модель не предусматривала никакого участия общества в делах школы («общества» в любом смысле слова – родителей, бизнеса, прессы и так далее) и полностью детерминировалась государством.
И до сих пор образование, выступая как звено авторитарной цепи управления, ограничено властной дистанцией. В положении реальной современной российской школы все значимые параметры, регулирующие жизнь и деятельность, в абсолютном большинстве школ по-прежнему определяются административно назначенным директором либо представителями вышестоящих уровней государственного управления. Сегодня эта модель исторически исчерпана. Вслед за сменой властной парадигмы меняются характер межкультурного взаимодействия, педагогические и управленческие доктрины, целеполагание и содержание деятельности. Если власть становится открытой, сменяемой, ее новым принципам начинают следовать прозрачные стратегии образования, школа становится на службу социальному субъекту. Социологи отмечают, что в силу рекурсивности образования общественному устройству, его моделирование оказывает влияние на социальные процессы, а массовое образование является прямым инструментом общества. И наоборот, если в образовании не представлены и инструментально не обеспечены интересы разных групп населения, то внутри общества нарастает этноконфессиональная, этнокультурная и социально-экономическая разнородность и центробежность.
В этих условиях школа фактически становится не только единицей системы образования, но и проектной моделью гражданского общества, и эти два принципиальных основания определяют организационное устройство и идеологическое, содержательное наполнение системы образования.
Увеличение нагрузки на систему образования, полученное за счет расширения ее функционала внешними заказчиками – государством и обществом, – совпало по времени с появлением внутренней потребности в изменениях, связанной с необходимостью повышения эффективности решения традиционной задачи системы – подготовки граждан к жизни в изменившихся условиях.
Учитывая все вышесказанное, современное образование, в целом, можно расценивать как:
- самостоятельную форму общественной практики (систему деятельностей, структур организации и механизмов управления), особую социальную инфраструктуру, пронизывающую все другие социальные сферы, и тем самым обеспечивающую целостность общественного организма;
- универсальный способ трансляции исторического опыта; механизм социального наследования, формирования и поддержания некой общности людей и способа их жизни (нации), передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;
- всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа гражданина своего общества истории и пространстве культуры, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.
В этой связи можно сделать вывод, что развитие является основным принципом существования и одновременно ценностной основой образования, т.е. Образование должно быть развивающим и развивающимся.
Модель государственно-общественного партнерства в управлении образованием и в
формировании местного сообщества на уровне города, района, района в городе может выглядеть следующим образом. Управление образованием разрабатывает общую концепцию городской (районной, районной в городе) структуры государственно- общественного управления образованием и воспитанием подрастающего поколения, включающую в перспективе все школы города (района, района в городе) и всех участников образовательного процесса через представительство в органах муниципальной
структуры
соответствующих вариативных
Управление
образованием формирует путем
Управление образованием и общественный Совет совместно с комитетом по делам молодежи местной администрации разрабатывают концепцию и структуру общегородской детской, молодежной общественной организации, имеющей три возрастные ступени и структурные подразделения в каждой школе, классе. Задачей старшей ступени организации является также выдвижение и участие в выборах представителей старшеклассников в Советы школ и далее – в соответствующую секцию муниципального общественного Совета.
В рамках процесса формирования местной детской, молодежной общественной организации происходит организационно-правовая кооперация действующих на базе школ различных детских клубов, секций, организаций по направлениям их деятельности в целях обмена опытом работы, расширения тематических коммуникаций, объединения ресурсов и работы в целевых совместных проектах и программах. Могут быть вовлечены учреждения дополнительного образования, а также клубы и объединения, работающие под патронажем комитета по делам молодежи местной администрации.
На базе выпускных классов, а также с использованием созданных школьных «Клубов выпускников» учреждается общественная организация «Клуб выпускников школ города (района, района в городе)» для дальнейшего участия выпускников в школьной жизни, в работе школьных организаций, других школьных органов государственно-общественного управления, и в общественном попечительстве об образовании.
Существующие
школьные благотворительные
(района, района в городе). В соучредители приглашаются хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Правление городского фонда формируется из представителей правлений школьных фондов, представителей педколлективов, объединений участников образовательного процесса, представителей учредителей. В попечительский совет фонда приглашаются руководители местной администрации, уважаемые общественностью граждане, представители учредителей, депутаты различных уровней. Задачами фонда должны стать привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов на развитие образования, которые затруднительно привлечь через общественные фонды школ. Например, привлечение грантов иностранных грантодателей, получение муниципального или государственного регионального социального заказа. Такой фонд способен привлечь добровольную помощь и благотворительные пожертвования крупных, средних и мелких предприятий и организаций. Средства фонда используются на программы развития образования в различных учреждениях и формирования самоорганизации местных сообществ на конкурсной основе в виде программы грантов по разделам и номинациям.
Попечительский
совет и правление
В настоящее время в Российской Федерации существует четыре уровня структуры управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления.
Основой построения образовательной политики должно стать социальное партнерство. В последние годы оно стало активно развиваться в сфере образования. Считпется, что наилучшим образом идее социального партнерства в системе образования отвечает концепция общественно-ориентированного образования. Концепция социального партнерства обладает значительным потенциалом, в том числе, и для стратегических целей развития территорий.
В
существующей литературе к настоящему
моменту представлен как
1.3 Принципы государственно-общественного управления образованием
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.
В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общественным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации школы.
Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.
Гуманизация управления в образовании – это общественность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления ими. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.
Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
Информация о работе Государственно-общественное управление образованием