Государственно-общественное управление образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены способы этого участия, сущность государственно–общественного управления образованием, его развитие, практика и принципы.
В практической части будет проведено исследование государственно–общественного управления образованием на примере муниципального бюждетного образовательного учреждения лицея №8 имени С.П.Дягилева. Будет рассмотрена система управление и конкретно её проблемы. Будет изучено общественное управление школой, цели и проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Сущность государственно-общественного управления образованием
Развитие, практика государственно-общественного управления образование
Принципы государственно-общественного управления образованием

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ
МОУ СОШ
2.1. Общая характеристика организации: муниципальное бюждетное образовательное учреждение лицей №8 имени С.П.Дягилева.
Система управления лицеем: проблемы
Общественное управление лицеем: цели, проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

      Кроме того, в последние годы образование фактически превращается из отрасли государственной деятельности и опеки в особую социальную сферу, в силу необходимости взявшую на себя преобразующую, стабилизирующую, защищающую, реабилитирующую, культуропреемственную, инновационную и прочие функции, что делает эту сферу ключевой с точки зрения поддержки и развития большинства гражданских инициатив.

      История отечественной школы дает нам очевидную картину взаимосвязи образования и политики: начало каждого нового периода истории сопровождалось заявлениями о необходимости реформирования образования.

      Господствующие  ныне институциональные школьные модели складывались столетия назад: в век Просвещения, под реализованным лозунгом отделения школы от церкви в пользу государства. Это было прогрессивно для Средневековой Европы, в том числе и для России. Однако, в результате школа, попав под полный контроль государства, была в какой то момент отделена и от общества. Возникшая институциональная модель не предусматривала никакого участия общества в делах школы («общества» в любом смысле слова – родителей, бизнеса, прессы и так далее) и полностью детерминировалась государством.

      И до сих пор образование, выступая как звено авторитарной цепи управления, ограничено властной дистанцией. В положении реальной современной российской школы все значимые параметры, регулирующие жизнь и деятельность, в абсолютном большинстве школ по-прежнему определяются административно назначенным директором либо представителями вышестоящих уровней государственного управления. Сегодня эта модель исторически исчерпана. Вслед за сменой властной парадигмы меняются характер межкультурного взаимодействия, педагогические и управленческие доктрины, целеполагание и содержание деятельности. Если власть становится открытой, сменяемой, ее новым принципам начинают следовать прозрачные стратегии образования, школа становится на службу социальному субъекту. Социологи отмечают, что в силу рекурсивности образования общественному устройству, его моделирование оказывает влияние на социальные процессы, а массовое образование является прямым инструментом общества. И наоборот, если в образовании не представлены и инструментально не обеспечены интересы разных групп населения, то внутри общества нарастает этноконфессиональная, этнокультурная и социально-экономическая разнородность и центробежность.

      В этих условиях школа фактически становится не только единицей системы образования, но и проектной моделью гражданского общества, и эти два принципиальных основания определяют организационное устройство и идеологическое, содержательное наполнение системы образования.

Увеличение  нагрузки на систему образования, полученное за счет расширения ее функционала внешними заказчиками – государством и обществом, – совпало по времени с появлением внутренней потребности в изменениях, связанной с необходимостью повышения эффективности решения традиционной задачи системы – подготовки граждан к жизни в изменившихся условиях.

Учитывая  все вышесказанное, современное образование, в целом, можно расценивать как:

- самостоятельную форму общественной практики (систему деятельностей, структур организации и механизмов управления), особую социальную инфраструктуру, пронизывающую все другие социальные сферы, и тем самым обеспечивающую целостность общественного организма;

- универсальный способ трансляции исторического опыта; механизм социального наследования, формирования и поддержания некой общности людей и способа их жизни (нации), передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;

- всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа гражданина своего общества истории и пространстве культуры, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

      В этой связи можно сделать вывод, что развитие является основным принципом существования и одновременно ценностной основой образования, т.е. Образование должно быть развивающим и развивающимся.

      Модель  государственно-общественного партнерства в управлении образованием и в

формировании  местного сообщества на уровне города, района, района в городе может выглядеть следующим образом. Управление образованием разрабатывает общую концепцию городской (районной, районной в городе) структуры государственно- общественного управления образованием и воспитанием подрастающего поколения, включающую в перспективе все школы города (района, района в городе) и всех участников образовательного процесса через представительство в органах муниципальной

структуры соответствующих вариативных организационных  структур государственно- общественного управления общеобразовательных учреждений. Концепция муниципальной структуры государственно-общественного управления образованием принимается на конференции родителей и педагогов данного административно- территориального образования.

      Управление  образованием формирует путем представительства  от школ общественный Совет образования, в который делегируются (в соответствующие секции) все представители участников образовательного процесса – педагоги, родители из числа членов органов самоуправления школ, старшеклассники из числа ученического самоуправления или органов управления школьными детскими, молодежными общественными организациями. Совет работает совместно с управлением образованием в качестве проектной группы на этапе формирования государственно-общественного управления образованием в городе, в районе, в районе города.

      Управление  образованием и общественный Совет  совместно с комитетом по делам молодежи местной администрации разрабатывают концепцию и структуру общегородской детской, молодежной общественной организации, имеющей три возрастные ступени и структурные подразделения в каждой школе, классе. Задачей старшей ступени организации является также выдвижение и участие в выборах представителей старшеклассников в Советы школ и далее – в соответствующую секцию муниципального общественного Совета.

      В рамках процесса формирования местной  детской, молодежной общественной организации происходит организационно-правовая кооперация действующих на базе школ различных детских клубов, секций, организаций по направлениям их деятельности в целях обмена опытом работы, расширения тематических коммуникаций, объединения ресурсов и работы в целевых совместных проектах и программах. Могут быть вовлечены учреждения дополнительного образования, а также клубы и объединения, работающие под патронажем комитета по делам молодежи местной администрации.

      На  базе выпускных классов, а также с использованием созданных школьных «Клубов выпускников» учреждается общественная организация «Клуб выпускников школ города (района, района в городе)» для дальнейшего участия выпускников в школьной жизни, в работе школьных организаций, других школьных органов государственно-общественного управления, и в общественном попечительстве об образовании.

      Существующие  школьные благотворительные попечительские общественные фонды создают объединение  школьных благотворительных общественных фондов (и других НКО на базе школ) – благотворительный фонд попечительства об образовании города

(района, района в городе). В соучредители приглашаются хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Правление городского фонда формируется из представителей правлений школьных фондов, представителей педколлективов, объединений участников образовательного процесса, представителей учредителей. В попечительский совет фонда приглашаются руководители местной администрации, уважаемые общественностью граждане, представители учредителей, депутаты различных уровней. Задачами фонда должны стать привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов на развитие образования, которые затруднительно привлечь через общественные фонды школ. Например, привлечение грантов иностранных грантодателей, получение муниципального или государственного регионального социального заказа.  Такой фонд способен привлечь добровольную помощь и благотворительные пожертвования крупных, средних и мелких предприятий и организаций. Средства фонда используются на программы развития образования в различных учреждениях и формирования самоорганизации местных сообществ на конкурсной основе в виде программы грантов по разделам и номинациям.

      Попечительский  совет и правление общественного  попечительского фонда города (района, района в городе) совместно с городским (районным, районным в городе) управлением образования и правлением детской, молодежной общественной организации разрабатывают и претворяют в жизнь совместную программу развивающего влияния общественно-активных школ района на окружающее местное сообщество и выстраивания внешкольных структур общественной самоорганизации местных социальных групп под решение конкретных местных проблем и задач. В сотрудничестве с местной администрацией и жилищно-коммунальными службами ведется работа по стимулированию населения к созданию товарищества собственников жилья (ТСЖ), различных форм ТОС. Осуществляется на конкурсной основе ресурсная и информационная поддержка процессов формирования органов территориального общественного самоуправления и иных форм местной общественной самоорганизации.

      В настоящее время в Российской Федерации существует четыре уровня структуры управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления.

      Основой построения образовательной политики должно стать социальное партнерство. В последние годы оно стало активно развиваться в сфере образования. Считпется, что наилучшим образом идее социального партнерства в системе образования отвечает концепция общественно-ориентированного образования. Концепция социального партнерства обладает значительным потенциалом, в том числе, и для стратегических целей развития территорий.

      В существующей литературе к настоящему моменту представлен как исторический, так, частично, и новый опыт осуществления государственно– общественного управления образованием и социального партнерства с участием образовательных структур на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Реализация принципов государственно-общественного управления образованием на каждой конкретной территории при сохранении общей стратегической линии способно привести к складыванию региональных моделей управления. В любом случае, «доли» участия государственной и общественной составляющих не могут быть определены однозначно, с точностью «до десятых долей процента», и навсегда – соотношение между ними будет иметь некоторый «люфт».

1.3 Принципы государственно-общественного управления образованием

      Любая деятельность, в том числе и  управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется  организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.

     В теории и практике внутришкольного  управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

     Демократизация  и гуманизация  управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общественным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации школы.

     Утверждение гуманистических ценностей в  современном обществе выдвигает  на приоритетные позиции ценность самой  личности, богатство ее духовного мира.

     Гуманизация управления в образовании – это  общественность к личности, уважение достоинства человека и доверие  к нему.

     Системность и целостность  в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления ими. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.

     Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Информация о работе Государственно-общественное управление образованием