Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:09, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены государства и с англо-саксонской правовой системой (правовая система в данном случае понимается в широком смысле), и принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р. Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства.
В англо-саксонском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, административное и право социального обеспечения. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным.20
Укажем еще на некоторые черты прецедентного права. Прежде всего существует правило, согласно которому суд, рассматривая дело, выясняет, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствуется уже имеющимся решением. Другими словами, однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Это общее правило нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. При нынешней организации судебной системы ситуация выглядит следующим образом. Рассмотрим это на примере Великобритании, так как именно она является основательницей англо-саксонской системы права.
Решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех других судов. Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов.
Высокий суд (все его отделения) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, а также, не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда.
Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.
Предположение о том, что правило прецедента сковывает судью во многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, то по усмотрению судьи, во-первых, решается признать ли обстоятельства сходными или нет, отчего зависит и применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Во-вторых, он напротив вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если вопрос не регламентирован нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем.21
Рассматривая саму систему англо-саксонского права, мы находим деление на общее право и право справедливости. Структура этой системы права была определена историей, право этой системы складывалось в рамках судебной процедуры.
Источником права англо-саксонской семьи является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Однако в последнее время все большее значение стало иметь и статутное право, то есть право, содержащееся в нормативно-правовых актах, издаваемых законодательным органом.
За
многовековую деятельность законодательного
органа Англии - парламента - общее число
принятых актов занимает около 50 увесистых
томов, что составляет около трех тысяч
актов. Закон формируется под воздействием
требований судебной практики, которая
диктуют определенную структуру, характер
изложения норм. Отсюда вытекает и казуистический
стиль законодательной техники. Рост числа
законов обострил проблему систематизации
нормотворчества. Она решается путем консолидации
- соединения всех законодательных положений
по одному и тому же вопросу в единый акт.22
Основными источниками английского права являются: судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов; статуты - законодательные акты британского парламента; и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты так называемого делегированного законодательства. В свою очередь в системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которые играют основную роль или дополняют законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы, так называемого права справедливости, которые слились с общим правом в результате судебной реформы 1873-1875 годов. Однако и поныне, общее право в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто достаточно противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.
Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые начали собираться с конца XIII века в «Ежегодниках», а затем с XVI века были заменены сериями частных отчетов, составителями которых нередко становились виднейшие английские юристы. С 1870 года издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях.
Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права, по своему значению уступавшего судебным прецедентам. Однако буржуазная революция XVII века внесла свой вклад в законодательную базу Англии, хотя и не разрешила противоречий между статутным и прецедентным правом. Все же, среди законодательных актов того времени, можно назвать - Habeas Corpus Act (1679 года) и «Биль о правах» (1689 года). В них сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся к государственному праву и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. Затем в последующую эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов деятельности компаний, банков и т.п.
Лишь начиная с 30-х годов XIX века английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права, хотя, как уже было отмечено, четкого разграничения по отраслям не существует по сей день.
При издании такого рода консолидированных актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя в упорядоченном виде, применительно лишь к отдельным правовым институтам, нормы, прежде рассыпанные в многочисленных ранее изданных законодательных актах, а нередко также наиболее важные положения, сформулированные в нормах прецедентного права. Таким образом, со временем было консолидировано большое количество актов, например, законы о семейных отношениях (1857 года), о партнерстве (1890 года), о продаже товаров (1893 года) и другие.
В
результате законодательство стало
во многих отношениях более важным
источником права, нежели нормы, сформулированные
в прецедентах, тем более с
помощью изменений в
На протяжении XX века среди источников английского права существенно возрастает роль и делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей формой делегированного законодательства считается «приказ Совета», издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию парламента.
За
последние годы английское законодательство
приобретает все более
В
области, условно называемой сферой
гражданского и торгового права (в английском
праве в отличие от многих других стран,
отсутствует деление на эти отрасли) многие
институты ныне регулируются в законодательном
порядке отдельными актами, принятыми
в XIX - XX веках.24
В настоящее время, английское право, как одно из представляющих англо-саксонскую систему права, обрело как бы тройную структуру:
- общее право - основной источник;
- право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник;
- статутное право - писаное право парламентского происхождения.
Разумеется, это несколько упрощенное, схематизированное изображение.
В то время как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, для тех, кто принадлежит к англо-саксонской системе права - это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы прежде всего интересуются тем, как регламентирована данная ситуация. В англо-саксонской системе права внимание сосредоточивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.
Во Франции, Германии, Италии и других странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии же, например, даже судьи в высших судах до XIX века необязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овладевали профессией, работая длительное время адвокатами. Однако и поныне главное в глазах англичанина, чтобы дела разбирались в суде добросовестными людьми, соблюдения основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы «хорошо судить».
Англо-саксонское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья, в отличие от законодателя, не создает решений общего характера, в предвидении серии случаев, которые смогут произойти в будущем, он занимается тем, что требует правосудия именно в этом случае: его роль - судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно делает право более казуистическим и менее определенным. В изучаемой системе права благодаря общему праву и правилу прецедента различение права и закона носит несколько иной и одновременно более ярко выраженный характер, чем различение права и закона на континенте. Отрасли права в государствах англо-саксонской семьи выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания.
В странах англо-саксонской системы права, в том числе в Великобритании, в отличие от романо-германских правовых систем, органы исполнительной власти были изначально лишены полномочий приема нормативных актов «во исполнение закона». Для того чтобы издать подобный акт, орган исполнительной власти должен быть наделен соответствующими полномочиями, которые делегирует ему парламент. Поэтому нормотворчество исполнительного органа именуется делегированным. Отсюда можно сделать вывод, что в систему источников права стран англо-саксонской системы нормативные акты исполнительного органа могут входить лишь на основе особых полномочий, делегированных ему парламентом.
В изучаемой правовой семье нет понятий «юридическое лицо», «родительская власть», «непреодолимая сила», «подлог» и др. Однако в нем есть такие понятия, как «доверительная собственность», «встречное удостоверение», «треспасс», «эстоппель» и др., которые не встречаются в романо-германской правовой системе.
В
англо-саксонской системе права
нет деления норм на императивные
и диспозитивные. Сама норма менее общая
и абстрактная, чем норма, например, французского,
итальянского права. Развитие уголовного
права, которое взяло свое начало от английского
феодального права образовалось особым
путем, нежели в большинстве стран Европы.
Там уголовное право подверглось серьезным
изменениям, под воздействием буржуазных
революций и было приведено в соответствие
с общественными отношениями буржуазного
общества. Конечно, со временем было издано
много уголовных законов, однако до сих
пор существует ряд преступлений, признаки
которых могут определяться нормами общего
права, а наказание устанавливаться парламентскими
или иными актами. Источники уголовно-процессуального
законодательства в англо-саксонской
системе права, содержат одновременно
и вопросы судоустройства.25