Государственное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены государства и с англо-саксонской правовой системой (правовая система в данном случае понимается в широком смысле), и принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р. Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая(2003).doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Введение

     Форма государства, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются неизменными. Под влиянием множества экономических и социально-политических факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

     Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон, точнее элементов: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. Как раз и все вышеперечисленные элементы являются задачей моей курсовой работы.

     В данной работе будут рассмотрены  государства и с англо-саксонской правовой системой (правовая система  в данном случае понимается в широком смысле), и принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р. Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства.

     Исходя  из вышесказанного, в рамках данной работы будет рассмотрена не только общая характеристика англо-саксонской правовой системы, но и особенности национальных правовых систем некоторых государств, входящих в англо-саксонскую правовую семью и представляющих интерес с точки зрения их самобытности и влияния на современные тенденции развития мирового права. 
 

  1. Форма государства

     Философские категории «форма» и «содержание» и их взаимосвязь.

     Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных характеристик  государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности.

     В настоящее время под формой государства  понимают «организацию государственной  власти и ее устройство». Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Сколь длителен период их полномочий, наконец. Какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

     Взаимная  связь категорий «содержание» и  «форма» отчетливо проявляются  в их определениях:

- «содержание» - это единство всех основных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций

- «форма»  - это внешнее выражение содержания. Его внешние пространственно-временные границы.1

     Таким образом, если научное понятие «сущность  государства» определяет главное, закономерное в нем, то понятие «содержание государства» - это внешнее выражение такого наполнения.

     Сущность  понятия «форма государства». Форма  государства, т.е. «способ организации  политической власти», в содержательном отношении выступает разными  своими сторонами:

-    во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;

- во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей;

-     в-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

     Таким образом, форма государства синтезируется  из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы государственного режима.

     Указанное понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавились политический режим, политическая динамика. В ходе  дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и государственного режима.2

     Соотношение между типом и формой государства. Типология Государств тесно связана  с понятием формы государства. Особенности  каждого конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:

     С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут  встречаться различные формы  организации и деятельности государственной  власти. С другой стороны – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму.

     Чем определяется форма государства? Своеобразие  конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

     Серьезное влияние на форму государства  оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).3

     Актуальность  изучения проблемы. В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействие. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.

     В итоге отметим, что научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретической и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного развития государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

    1. Форма правления

     Форма правления в государстве –  это организация высших органов  государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношение с населением.

     Формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

     Монархия  – это такая форма правления, при которой верховная государственная  власть осуществляется единолично и  переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

     - вся полнота власти в государстве  с данной формой правления  принадлежит одному человеку - монарху (он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.);

     -   монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон).

     - монарх получает власть, как правило, по наследству. В современных федеративных монархиях, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

     Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.4 Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

     Древневосточная монархия. Как первая в истории  человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

     Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода – период принципата и период домината.

     При принципате формально ещё сохраняются  элементы республиканской формы  правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат.  Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решение государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

     В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей-сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата.5

     Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение государственности Франции, Германии, Испании и самой Италии.

     Феодальная (средневековая) монархия последовательно  проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархией.

     Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно  из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать, в этот период,  вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

     Одновременно  формируется аппарат центральной  власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

     Разновидностью  раннефеодального государства является раннефеодальная  империя, которая  возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государствами образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого и Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою – королем, великим князем, халифом или ханом. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.6

     Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных  пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

     Несмотря  на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Создавались крупные  феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгодней заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Информация о работе Государственное устройство