Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:09, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены государства и с англо-саксонской правовой системой (правовая система в данном случае понимается в широком смысле), и принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р. Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства.
Итак,
с развитием крупного землевладения
постепенно подрываются корни
Сословно-представительная монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные органы возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные Штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор.
Главная черта абсолютной монархии - сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В настоящее время абсолютная монархия довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Преимущественно эта форма правления в традиционных государствах.
В
настоящее время «классических»
Таким
образом, после рассмотрения различных
форм правления, можно уточнить понимание
принципиальных вопросов организации
и деятельности государственного аппарата.
Проблема формы правления – это, прежде
всего, проблема признания или непризнания
разделения властей, способов формирования
и соотношения органов законодательной
и исполнительной власти, проблема их
ответственности перед народом.7
Форма государственного строя – это национальное
и административно-
Форма государственного строя показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой
государственной форме
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное
государство – это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция и др.
Федерация
представляет собой добровольное объединение
нескольких ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Федерации могут быть образованы в результате
договора между ранее независимыми государствами,
путем присоединения к государству территорий
с сохранением их определенной государственной
самостоятельности, или вследствие развития
стремлений к обретению государственности
в административно-
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
Территориальная
федерация характеризуется
Государственные образования, оставляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты.
Все
остальные вопросы, не оговорённые
конституцией, находятся в ведении
законотворческих органов субъектов
федерации. Конституция ФРГ устанавливает,
что исключительная законодательная
компетенция принадлежит федерации,
земли же обладают правом законотворчества
лишь тогда и постольку, когда и поскольку
они специально управомочены на это федеральным
законом. Конституция дает исчерпывающий
перечень исключительной законодательной
компетенции федерации. Это - внешние отношения,
оборона и защита гражданского населения,
гражданство федерации, свобода передвижения,
валюта, денежное обращение, чеканка монеты,
железные дороги и воздушное сообщение,
почта, телеграф, телефон и другое. Здесь
же определяется - в каких областях может
осуществляться законодательная деятельность
земель.10
Понятие «политический режим» более широкое, чем «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
В
каждом конкретном государстве складывается
свой политический режим, имеются свои
особенности осуществления
Принято считать, что в более широком смысле изучаемая категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования.
К основным характерным чертам авторитарного политического режима относятся:
- отсутствие,
ограничение или ликвидация
- отсутствие,
ограничение деятельности или
ликвидация представительных
- отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;
- сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц одного органа;
- жесткие
командно-административные, а иногда
и террористические методы
- отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
- политический монизм- господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;
-отсутствие
или ограничение сферы
В теории государства и права нередко выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский).
Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм ярко проявил себя в XX веке.
Наиболее
реакционной формой политического режима
является фашизм. Во внутренней политике
фашистский режим означает запрещение
и жесточайшее преследование. Неотъемлемой
чертой фашистского режима являются внесудебные,
террористические расправы.
Английское
право развивалось автономным путем,
связи с континентальной
К концу XIII века возрастает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Однако одновременно устанавливается право судей интерпретировать статуты.
В XIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, по которым их участники обращались к королю.
Так рядом с общим правом сложилось «право справедливости», оно как и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.