Государственное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены государства и с англо-саксонской правовой системой (правовая система в данном случае понимается в широком смысле), и принадлежащие к англо-саксонской правовой семье (по классификации Р. Давида). Правовые системы государств, относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явлений имеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретного государства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая(2003).doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Итак, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной империи – она распадается на отдельные изолированные государства.

     Сословно-представительная монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные органы возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные Штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор.

     Главная черта абсолютной монархии - сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха. В настоящее время абсолютная монархия довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство.

     Дуалистическая  монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса  между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Преимущественно эта форма правления в традиционных государствах.

     В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчинённое ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

     Таким образом, после рассмотрения различных форм правления, можно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельности государственного аппарата. Проблема формы правления – это, прежде всего, проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.7 

    1. Форма государственного устройства
 

          Форма государственного строя – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной властью. В отличие от формы правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

          Форма государственного строя показывает:

-    из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой  государственной форме выражаются  интересы каждой нации, проживающей  на территории  данного государства.8

      По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

      Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

      Унитарное устройство предполагает единые, общие  для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые  осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

      Унитарное государство, на территории которого проживают  небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и  законодательную автономию.  В  Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования  имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция и др.

      Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерации могут быть образованы в результате договора между ранее независимыми государствами, путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это достаточно крупные государства, расположенные на всех материках – ФРГ, Россия, США, Австрия, Австралия и др.9 

      Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

      Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

      Государственные образования, оставляющие территориальную  федерацию, не являются суверенными  государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты.

      Все остальные вопросы, не оговорённые  конституцией, находятся в ведении  законотворческих органов субъектов  федерации. Конституция ФРГ устанавливает, что исключительная законодательная  компетенция принадлежит федерации, земли же обладают правом законотворчества лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на это федеральным законом. Конституция дает исчерпывающий перечень исключительной законодательной компетенции федерации. Это - внешние отношения, оборона и защита гражданского населения, гражданство федерации, свобода передвижения, валюта, денежное обращение, чеканка монеты, железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф, телефон и другое. Здесь же определяется - в каких областях может осуществляться законодательная деятельность земель.10 
 

    1. Форма политического режима
 

     Понятие «политический режим» более широкое, чем «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

     В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы - авторитарные и демократические режимы.

     Принято считать, что в более широком  смысле изучаемая категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования.

     К основным характерным чертам авторитарного  политического режима относятся:

- отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;

- отсутствие, ограничение деятельности или  ликвидация представительных органов  государства;

- отсутствие  контроля со стороны населения  за осуществлением власти, формирование  ее институтов через закрытые  каналы;

- сосредоточение  всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц одного органа;

- жесткие  командно-административные, а иногда  и террористические методы осуществления  государственной власти, произвол, насилие;

- отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;

- политический  монизм- господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

-отсутствие  или ограничение сферы гражданского  общества, сферы свободного выражения интересов.11

     В теории государства и права нередко  выделяют и анализируют конкретные исторические разновидности авторитарного  политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский).

     Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм ярко проявил себя в XX веке.

     Наиболее реакционной формой политического режима является фашизм. Во внутренней политике фашистский режим означает запрещение и жесточайшее  преследование. Неотъемлемой чертой фашистского режима являются внесудебные, террористические расправы. 

  1. Англо – Саксонская правовая семья
 
    1. История возникновения англо-саксонской системы права и основные этапы ее развития

     Английское  право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой  оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула английское право. Своими корнями англо-саксонское право  уходит далеко в прошлое. Исторической датой в становлении этой системы права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. После этого основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера, выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально такие приказы издавались в исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей.

     К концу XIII века возрастает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым  образом сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Однако одновременно устанавливается право судей интерпретировать статуты.

     В XIV-XV вв. в связи с большими социальными  изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, по которым их участники обращались к королю.

     Так рядом с общим правом сложилось «право справедливости», оно как и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

Информация о работе Государственное устройство