Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:27, реферат
В истории найдется немало примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одной из них создает на первых порах впечатление порядка государственной и общественной жизни. Поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что необходима сильная рука, которая осуществляла бы твердый социальный порядок. В свое время А.И. Герцен заметил, что “как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”.
В своей деятельности
акимы подконтрольны и
Таким образом, в государственном управлении проявляется положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка.
Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов и т.д.) и деятельности органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.).
Государство - многомерное явление, причем каждое его проявление имеет
смысл, поскольку несет в себе что-то от его сущности. Основные
характеристики государства:
Форма общества. Оно повязано системой общественных отношений людей,
соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует
организации жизни, в том числе экономической.
Территориальная организация людей, особым юридическим способом объединяет
людей, формой чего выступает институт гражданства.
Юридическая взаимосвязь между людьми посредством института гражданства.
Объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства, т.е.
объективно выражает общие для всех, интегрированные потребности, интересы и
целя жизнедеятельности своего сообщества людей. Общенациональную идею
должно найти государство.
Через
структуры и механизмы
воля, придающая государственным установлениям обязательный характер.
Государству принадлежит легитимная монополия на законодательствование и
принуждение при его реализации.
Для реализации своих целей государству необходим аппарат осуществляющий
свою деятельность на профессиональной основе. (Проблема аппарата и его
иерархии).
Структура и механизм общественного самоуправления.
Выражает национальные интересы своего народа на международной арене.
Внешняя политика.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ:
Вопрос
о типах государства и их классификации
является актуальным и одним из основных
в теории государства и права.
Актуальность заключается в следующем:
развитие и становление
Моя
работа состоит из шести глав. В
первой главе мною были рассмотрены
основные определения, виды и назначение
типологии государства. Во второй главе
я описал подробно основные подходы
к классификации государства. В
третьей главе описано
Типология
государства: понятие и назначение
История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.
Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство[1].
Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности
государства конкретного
Особенности исторических периодов (этапов,
эпох) в развитии государственно-
Аристотель считал, что основными критериями
разграничения государств являются: Количество
властвующих в государстве; осуществляемая
государством цель.
Полибий говорил, что развитие государства,
смена его типов (разновидностей) – естественный
процесс, определяемый природой. Государство
развивается по бесконечному кругу, который
включает фазы зарождения, становления,
упадка и исчезновения. Эти фазы переходят
одна в другую, и цикл повторяется вновь.
История подтверждает, что цикличность
в развитии государственно-организованного
общества – закономерный процесс. Тем
не менее, главное в воззрениях Полибия
состоит в том, что за основу смены циклов
в развитии государства он принимал изменения
в соотношении государственной власти
и человека.
Разнообразие научных подходов в оценке
этого чрезвычайно сложного и неоднозначного
общественного явления стало объективной
основой концептуального плюрализма типологии
государств.[
1. По источнику и суверенному носителю властной силы:
- монархия; - аристократия (коллективное управление со стороны элиты с
распределением власти по вертикали и по горизонтали); - демократия
(построение государственной власти и государственного управления снизу
вверх от народа, посредством формы прямого волеизъявления..
2. По форме правления, то есть
по организации
власти:
- парламентская республика; - президентская республика; - смешанная
форма - полупрезидентская республика или - парламентарная монархия
В парламентской республике приоритетом пользуется выборный
законодательный орган, который из своего состава формирует правительство,
подотчетное ему (Италия).
В президентской республике законодательный орган и глава
исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих
функциях,
но связаны между собой
3. По форме государственного
государства на определенные части, с соответствующим разделением власти по
управлению ими - унитарные и федеративные. Унитарные государства
подразделяются
на административно-
вертикали единой системой государственной власти.
Федеративные - единое государство с обширной автономией его составных
частей.
4. По политическому режиму:
- деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы) -
способ реализации государственной воли - насилие, подавление, произвол,
ограничение свободы и т.д.
- либеральный - государственная власть исходит прежде всего из прав и
свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности, власть
обслуживает свободу.
- демократически-правовой - сущность состоит в проведении в жизнь
демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках
материального
и процессуанального
Демократия и бюрократия в государственного управлении. Природа
бюрократии. Пути преодоления бюрократизма.
Исторически бюрократия
формировалась как
В то же время с чисто политической точки
зрения бюрократия должна была оставаться
политически нейтральной и ни при каких
условиях не проявлять ангажированность
теми или иными властными группировками.
Исполнение чиновничеством сугубо административных
функций, его невмешательство в политическую
борьбу рассматривались как одно из предпосылок
сохранения стабильности общественных
порядков. Более того, М. Вебер полагал,
что перерождение государственной бюрократии
в политическую таит в себе угрозу человеческой
свободе и независимости.
Марксизм иначе трактовал политическую
роль бюрократии, усматривая в ее деятельности
разновидность политического господства
аппарата управления над государством
и обществом, проявление такого стиля
правления, который однозначно отчуждает
население от власти, не давая гражданам,
прежде всего трудящимся, использовать
государство в своих корыстных целях.
Динамика развития современных сложноорганизованных
государств выявила ряд принципиальных
тенденций формирования и развития государственной
политики, которые заставили иначе подходить
к оценке роли государственной бюрократии.
В частности, усиление роли государства
в организации социальных процессов неизбежно
повысило и роль госбюрократии. Занимаемое
чиновниками место в системе государственного
управления давало им громадные возможности
в деле реального перераспределения ресурсов.
Иначе говоря, само положение высших и
части средних чиновников в системе исполнительной
власти объективно придавало их должностям
политический масштаб, увеличивало их
роль и значение в системе принятия решений.
Не случайно, в ряде государств после выборов
практически весь контингент высших чиновников
подлежит замене в соответствии с политическими
пристрастиями вновь избранного президента
или главы правительства. Например, в США
действует система “spoil system”, в соответствии
с одним из требований которой каждый
вновь избранный президент назначает
на ключевые посты в правительстве из
своих сторонников приблизительно 1200
новых чиновников. Это является условием
обеспечения политической целостности
исполнительной власти, призванной решать
совершенно определенные задачи.
Усиление политических функций госбюрократии
связано и с повышением роли профессиональных
знаний чиновников, что дает им известное
преимущество перед избираемыми на определенный
срок политиками. Причем чиновничество
имеет преимущество перед расколотым,
конкурентным миром политиков и в силу
того, что является более сплоченным социальным
слоем, обладающим своей корпоративной
этикой и традициями.
Несомненным фактором, повышающим политический
вес и значение государственной бюрократии,
являются и ее тесные связи с различными
лоббистскими группировками, представляющими
сегодня одну из наиболее мощных структур
политического представительства интересов.
Нередко происходящее сращивание бюрократических
и лоббистских структур становится мощным
каналом трансляции групповых интересов
и влияния на центры политической власти.
Отмеченные тенденции в эволюции государственной
бюрократии характеризуют ее высших и
часть средних представителей как вполне
определившегося в своем статусе относительно
самостоятельного субъекта (актора) политической
власти. Эта часть неизбираемой правящей
политической элиты неизменно повышает
свою роль в современном государстве,
оказывая все возрастающее влияние на
процесс выработки, принятия, а нередко
и реализации политических решений.