Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:27, реферат
В истории найдется немало примеров раскола общества в результате непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одной из них создает на первых порах впечатление порядка государственной и общественной жизни. Поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что необходима сильная рука, которая осуществляла бы твердый социальный порядок. В свое время А.И. Герцен заметил, что “как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”.
Введение
В современную
эпоху фундаментальный принцип
разделения властей является одним
из важнейших оснований устройства
и функционирования государственного
механизма огромного числа
В истории найдется
немало примеров раскола общества в
результате непримиримого противостояния
ветвей власти. Доминирование одной
из них создает на первых порах
впечатление порядка
Другое же общественное мнение состоит в том, что эта “рука” уже заводила общество в мрачнейшие тупики и единственная приемлемая альтернатива этому порядку - радикальный сдвиг “вправо”, то есть последовательное и неуклонное строительство правовой государственности.
Подходя к изучению
вопроса эффективности
Государственное управление в РК
Государственное управление - есть
организованный процесс
Долгие годы в СССР и , следовательно,
Казахстане применялись
Итак, государственное управления делами осуществляется через систему государственных органов управления, которые принято называть органами исполнительной власти.
В отличие от законодательной власти, носящей первичный. Верховный характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это вытекает и из самого понятия “администрация” , дословный перевод которого звучит как “служить для”.
Таким образом, исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.
Современная наука выделяет такие существенные признаки исполнительной власти, как её универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательной и от судебной власти. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые, иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит своё выражение именно в её чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям - армии, органам безопасности, милиции (или как у нас в государстве полиции).
Указанные признаки, особенно предметный, “силовой” характер исполнительной власти составляют объективную основу для возможной узурпации государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Значит исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах, которые определяются как органы управления. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может осуществлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе социальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.
Правительство
призвано обеспечить охрану существующего
публичного порядка, защиту внешних
интересов государства, осуществление
экономических, социальных и иных функций
в сфере государственного управления.
Правительство назначает на высшие
военные и гражданские
Наиболее значимые
решения, порождающие юридические
последствия и ответственность
за их исполнение, правительство издает
в форме регламентарных актов. Помимо
собственно регламентарной власти правительство
может иметь право на издание
актов делегированного
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило. Солидарную политическую ответственность.
Исполнительная
власть на местах осуществляется посредством
либо назначаемых центром местных
органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов
местного самоуправления. Обычно руководство
местными делами поручается назначаемому
представителю центральной
Исполнительная
власть в Казахстане представляет собой
относительно самостоятельную ветвь
единой государственной власти, тесно
взаимодействующую с
Органы исполнительной
власти разрабатывают основные направления
социально-экономической
Органы исполнительной
власти осуществляют деятельность, которая
по своему содержанию является исполнительной
и распорядительной. В соответствии
с законодательством они
Центральные органы
исполнительной власти являются органами
специальной компетенции и
В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются:
министерство РК;
государственный комитет РК;
комитет, главное управление, комиссия, агентство республики и иной республиканский орган государственного управления, не входящий в состав правительства;
комитет, департамент, агентство, а также иной орган государственного управления при министерстве, государственном комитете республики. Они обобщенно называются ведомством.
Такие центральные государственные органы как Комитет государственной безопасности РК не входят в систему центральных исполнительных органов республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан.
Все центральные органы исполнительной власти за исключением указанных выше, находятся в ведении правительства. Оно руководит деятельность министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов.
Местные исполнительные органы - местная администрация, как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни общества.
В соответствии с Законом “О местных представительных и исполнительных органах в Республике Казахстан” от 10 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов исполнительной власти на местах составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения и службы. Как уже говорилось, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан.
Местный исполнительный
орган возглавляет аким соответствующей
административно-
Акимы областей,
городов республиканского значения
назначаются на должность Президентом
Республики Казахстан по представлению
Премьер-министра. Акимы иных административно-