Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является развитие теоретических основ формирования государственной политики регулирования цен, направленной на защиту предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание политики государственного регулирования цен, обеспечивающей эффективную защиту предпринимательства от негативных проявлений указанных факторов;
- раскрыть экономическое содержание и классифицировать виды административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
1.1 Сущность государственного регулирования
ценообразования 5
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов 11
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования 14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 18
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного
регулирования ценообразования 18
2.2 Анализ контрольной деятельности региональной службы
по тарифам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

государственное регулирование цен.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Осуществляет методическую работу по вопросам формирования цен (тарифов) и государственного контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования, утверждения и применения цен (тарифов).

Принимает участие в деятельности консультативного (экспертного совета) при Региональной энергетической комиссии Хабаровского края.

Принимает участие в деятельности межведомственных комиссий:

- по ценообразованию в строительстве;

- по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Разрабатывает предложения Правительству Хабаровского края и федеральным органам власти по дальнейшему совершенствованию ценообразования на основе анализа практики установления, согласования и применения цен (тарифов) и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, полученных от применения установленных цен (тарифов), а также по вопросам осуществления государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

 

2.2 Анализ контрольной деятельности региональной службы по тарифам

 

По результатам деятельности комитета государственного регулирования тарифов Хабаровского края, во исполнение Федерального закона № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» комитетом государственного регулирования тарифов Хабаровского края систематически проводятся проверки правильности применения тарифов на тепловую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций.

В первом полугодии 2008 года Комитетом было проведено 13 контрольных проверок соблюдения порядка ценообразования.

По результатам контрольной работы сообщается, что в строгом соответствии с установленным порядком ценообразования в области государственного регулирования тарифов предписания по устранению выявленных нарушений порядка ценообразования в области применения тарифов выписаны следующим энергоснабающим организациям:

— Заводу железобетонных изделий  — структурному подразделению

 — филиалу ОАО «РЖД»;

— ОАО «Балтика». У данной энергоснабжающей организации имеется два абонента тепловой энергии: ООО «Стройкомсервис-Плюс» и ООО «Атикс-Маркс». Между ОАО «Балтика» и ООО «Атикс-Маркс» отсутствует договор на теплоснабжение.

Нарушения порядка ценообразования в январе были выявлены у 80% субъектов хозяйствования Хабаровского края.

По информации комитета экономики, было проведено 26 проверок формирования и применения цен в 12 населенных пунктах края. Проверены 20 юридических лиц и 6 индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей потребительскими товарами.

Результаты проверок показали, что розничные цены завышаются на 2%-57%. В частности, на картофель - от 3% до 45%, на лук репчатый - от 2% до 9%, капусту - на 4%, морковь - от 2,5% до 6,5%, свеклу - от 13,6% до 25%, сахар - на 4,8%, масло подсолнечное - от 5% до 15%, бананы - от 5% до 7%, помидоры, огурцы, яблоки - от 5% до 57%, цитрусовые - от 18% до 24%, колбасные изделия - от 3% до 10,5%, мясо птицы - на 3%, сельдь в ассортименте - на 17%, молочные продукты - на 9%, молоко сгущенное - от 8 до 48%, муку пшеничную - на 35%, детское питание - на 14%, детскую галантерею - на 5%.

Несоблюдение законодательства о ценообразовании в значительной мере повлияло на рост индекса потребительских цен, особенно на помидоры, бананы, апельсины, картофель. Сейчас рынок характеризуется изменением состава его участников, в частности происходит смена посредников (импортеров, оптовиков).

Как сообщили в комитете экономики, принимаемые меры по контролю дали положительный эффект в виде снижения розничных цен, в особенности в тех регионах, где проводились проверки органами ценообразования.

Допустимые изменения отпускных цен (тарифов) и увеличение потребительских цен составляют не более 0,8-0,9% за месяц. Так, цены на апельсины, лимоны, мандарины снизились на 1,6-10,2%, на помидоры и огурцы - на 7,7-20%, яблоки - на 9%, бананы - на 12,7%, рис - на 6,3-6,7%, на гречку - на 27,6% .

В январе 2009 года в комитет экономики Хабаровского края поступило 118 обращений (рассмотрено 82), зарегистрировано 842 цены на новые товары (работы, услуги), в основном на грузоперевозки, физкультурно-оздоровительные, ритуальные услуги, отдельные виды строительной продукции. Регистрация цен (тарифов) с ростом в январе текущего года не осуществлялась.

В Хабаровском крае за нарушение порядка ценообразования на лекарства в 2008 году наложены штрафы на сумму 117 тыс. рублей.

По информации РСТ, в соответствии с постановлением областного правительства "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на территории Хабаровского края" Региональная служба по тарифам проводит проверки предприятий, которые реализуют лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В 2008 году специалисты службы по тарифам проверили 31 предприятие, из них 4 - государственные аптечных предприятия, 27 - коммерческие предприятия. Проверки проводились как в оптовых предприятиях, так и в розничных. Восемь аптечных предприятий проверялись по жалобам граждан.

В целом в 2008 году нарушения порядка ценообразования выявлены в 10 предприятиях, из которых 9 - оптовые предприятия, 1 - коммерческое предприятие розничной торговли.

Как отмечают в РСТ, в основном были выявлены следующие нарушения: превышение установленных предельных размеров торговых надбавок (оптовых и розничных цен), применение торговых надбавок к отпускной (оптовой) цене поставщика, а не к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства непосредственно у производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства.

Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

Законопроект  о защите  конкуренции  должен  устранить  недостатки Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"  и  Федерального закона  "О защите  конкуренции  на рынке финансовых услуг", обеспечить повышение эффективности деятельности антимонопольного органа и способствовать принятию решений на основе комплексного и объективного анализа процессов концентрации в Российской Федерации, обеспечивая повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировых рынках.

Основной задачей государственной политики цен является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1     Конституция РФ.- Ростов – на Дону. Изд – во «Владис», 2001.

2     Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

3     Федеральный закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 г. -Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.

4     О мерах правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране. -Российская газета. 2007. 17 ноября.

5     Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. – 2007.

6     Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 2007.

7     Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 2007.

8     Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление». – М: Внешторгиздат, 2008.

9     Монополизм и антимонопольная политика / Отв. Ред. А.В. Барышева. - М., 2007.

10 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. - М., 2009.

11 Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М ЮНИТИ, 2006

12 Уруков В. Правовая основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий// Хозяйство и право. – 2007.

13 Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность. России и подготовка кадров// Общество и экономика. – 2007.

14 Экономическая реформа: теория и практика. Дальнаука, Владивосток, 2007.

15 Экономика Хабаровского края: Проблемы и перспективы развития. Владивосток: Дальнаука, 2008

16 Экономическая реформа: теория и практика. Дальнаука, Владивосток, 2007.

17 Экономическая теория: учебное пособие/ В.М.Соколинский. – М.: КНОРУС, 2006.

18 Экономика: учебник,/под.ред. А,С,Булатова. – М.:Экономистъ,2008

19 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2007.

 

 

3

 



Информация о работе Государственное регулирование цен