Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:51, курсовая работа
Целью исследования является развитие теоретических основ формирования государственной политики регулирования цен, направленной на защиту предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание политики государственного регулирования цен, обеспечивающей эффективную защиту предпринимательства от негативных проявлений указанных факторов;
- раскрыть экономическое содержание и классифицировать виды административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 5
1.1 Сущность государственного регулирования
ценообразования 5
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов 11
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования 14
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 18
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного
регулирования ценообразования 18
2.2 Анализ контрольной деятельности региональной службы
по тарифам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В то же время необходимо отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначаемой цены от цены равновесия.
Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование в государстве регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка.
Государственный контроль за ценами осуществляется в сфере действия государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В сфере действия свободных цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов
Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) в Российской Федерации представляет собой осуществление законодательных, экономических, административных и контрольных мероприятий направленных на стабилизацию экономических и рост воспроизводственных процессов, повышение благосостояния населения, поддержание благоприятной конкурентной среды, а также обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации:
- устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
- устанавливает порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее ФЭК РФ);
- осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня видов продукции и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов).
Во-первых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации
и федеральные органы исполнительной власти.
Во-вторых, это Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
И, в-третьих, это Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Отдельным категориям потребителей, которые указаны в действующих законах или иных правовых актах, предоставляются льготные тарифы по оплате реализуемых им товаров (работ, услуг). Соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривается возмещение из бюджетов различного уровня разницы между рыночными (отпускными) ценами и регулируемыми ценами (тарифами).
В виде социальной помощи выступает регулирование цен как ограничение торговой надбавки на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Правовой основой деятельности субъектов обращения лекарственных средств, установления системы государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действий по контролю и надзору, а также оказанию государственных услуг в сфере обращения лекарственных средств является Федеральный закон от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах».
Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, согласно которому государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.
Относительно регулирования цен в этой сфере также действуют Постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 года №619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» и Приказ Росздравнадзора от 22 декабря 2004 года №660-Пр/04 «Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан».
Правовое регулирование деятельности торговли по реализации водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, производимой на территории Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, установлено в виде регулирования цен на данные виды товара.
Данная сфера регламентирована Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» Правительство РФ постановило ввести минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой (юридическими лицами) и розничной (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) торговли этой продукцией на внутреннем рынке, и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены организаций-изготовителей, ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, - таможенную стоимость и таможенные платежи.
Несоблюдение установленных минимальных цен на указанную продукцию рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Относительно ценообразования в области алкогольной и спиртосодержащей продукции можно назвать такие подзаконные акты как Письмо Минэкономразвития РФ от 30 мая 2001 года №АШ-1292/05 «О минимальных ценах на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации», Циркулярное письмо Минэкономики РФ от 22 февраля 1999 года №ИМ-446/7-172 «Об утверждении минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации», а также Письмо Госналогслужбы от 7 марта 1996 года №ВЗ-6-03/163 «О контроле за применением минимальных цен на алкогольную продукцию».
1.3 Ответственность за нарушение порядка ценообразования
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» к «организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке».
Так, в постановлении ФАС от 29.11.2000 №Ф04/3093-801/А27-2000 указано, что при нарушении хозяйствующим субъектом государственной дисциплины цен орган ценообразования вправе принять решение о применении экономических санкций, то есть о возврате сумм, полученных в результате нарушения организацией государственной дисциплины цен, суммы излишне полученной выручки и взыскании штрафа.
За нарушение порядка ценообразования Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность.
Административная ответственность предусмотрена за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, что нашло свое отражение в Постановлениях ФАС от 28.02.2006 №Ф09-22/06-С1 по делу №А60-28998/05, от 30.03.2004 №Ф09-1265/04-АК, от 17.03.2004 №Ф09-933/04-АК, Постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2004 №КА-А41/754-04.
В качестве меры административной ответственности помимо санкции в виде административного штрафа может дополнительно применяться приостановление действия лицензии, а также ее аннулирование, в случае если деятельность виновного лица подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 23.51 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением
порядка ценообразования.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2003 №Ф03-А73/03-2/1830 дело по встречному иску о взыскании штрафа за административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка ценообразования, правомерно прекращено, поскольку дела данной категории рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
В частности рассмотреть дело об административном правонарушении от имени вышеназванных органов вправе:
1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования;
2. Руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, его заместители;
3. Руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов (статья 23.48 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.
Налоговые органы не наделены полномочиями по составлению
протоколов об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении порядка ценообразования при торговле алкогольной продукцией (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2006 №Ф04-292/2006(19588-А27-23).
Все дела об административных правонарушениях в области ценообразования рассматриваются в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ мировыми судьями, за исключением случаев, когда производство по таким делам осуществляется в форме административного расследования.
Арбитражный суд при рассмотрении споров об административных правонарушениях не вправе переквалифицировать выявленные нарушения, кроме того, к компетенции арбитражного суда дела о таких административных правонарушениях, как нарушение порядка ценообразования, не относятся (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2003 №Ф09-2917/02-АК).
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
2.1 Функции Комитета по вопросам государственного регулирования ценообразования