Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью данного исследования является: изучение аграрных экономических отношений в переходной экономике. Учитывая: во-первых, выявление и анализ специфики государственного регулирования АПК в переходной экономике; во-вторых, теоретическое обоснование практических рекомендаций, ускоряющих внедрение новых организационно-экономических форм хозяйствования и усиление роли государства в становлении и развитии конкурентных отношений в аграрном секторе экономики.
В
целях защиты экономических интересов
отечественных
Следует подчеркнуть, что в новом, XXI в., удалось добиться коренного перелома ситуации в аграрном секторе экономики: дясятый год подряд в сельском хозяйстве наблюдается экономический рост. И, если в 1990-1998 гг. объем сельхозпроизводства снизился на 44%, то в 1998-2008 гг. он возрос на 55, в том числе в растениеводстве – на 94, а в животноводстве – на 18,5%. В 2008г. по сравнению с предшествующим годом агропроизводство увеличилось на 10,8%. Получено 108,1 млн т зерна в чистой массе, Россия укрепила свой статус нетто-экспортера этого стратегического продукта, пополнила стратегические запасы.[15]
Рост внутреннего производства мяса не в полной мере покрывал повышение покупательского спроса населения, что отразилось на увеличении объемов его импорта.[16]
Все
обнадеживающие успехи – результат
проведения нового аграрного курса в последнем
десятилетии. Шага за шагом удалось сформировать,
пусть и неполную, но систему аграрной
политики, получившую правовое оформление
в Федеральном законе «О развитии сельского
хозяйства» и Государственной программе
«Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008-2010 годы»,
в которую был трансформирован приоритетный
национальный проект «Развитие АПК». Она
призвана создать условия для решения
основных производственных, финансово-экономических
и социальных проблем в отрасли и на сельских
территориях, а также содействовать социально-экономическому
развитию страны. Основные цели программы
– устойчивое развитие сельских территорий,
повышение занятости и уровня жизни сельского
населения; повышение конкурентоспособности
отечественной сельскохозяйственной
продукции на основе обеспечения финансовой
устойчивости и модернизации сельского
хозяйства, ускоренного развития его приоритетных
подотраслей; сохранение и воспроизводств
используемых в сельскохозяйственном
производстве земельных и других природных
территорий. Основные элементы этой системы:
возросший аграрный бюджет; сельскохозяйственные
кредиты и лизинг; упрощенное и льготное
налогообложение сельхозорганизаций;
регулирование агропродовольственного
рынка путем зерновых интервенций, установления
квот и пошлин при импорте мяса и сахара-сырца,
принятия технических регламентов на
молоко и другие виды продовольственной
продукции; финансовое оздоровление сельскохозяйственных
товаропроизводителей; улучшение информационного
обеспечения по результатам Всероссийской
сельскохозяйственной переписи 2006 г. и
развитие информационно-
Решение ряда проблем в сельском хозяйстве и повышение на этой основе конкурентоспособности отрасли затруднено целой группой рисков. Они существовали и до кризиса, который, с одной стороны, усилил их, сделал более заметными, с другой – создал предпосылки для ослабления их влияния.
Первый риск – более низкая, по сравнению с другими отраслями, доходность, и, соответственно, инвестиционная привлекательность аграрного сектора. Государство повышало ее с помощью субсидирования кредитов, лизинга, а в 2011 г. – и компенсацией удорожания минеральных удобрений, комбикормов для свиноводства и птицеводства, дизельного топлива. В 2009 г. меры по выравниванию доходности в экономике были продолжены, но возникла проблема совокупной оценки необходимых компенсаций. В обосновании необходимых мер свои веские аргументы должна привести агроэкономическая наука.
Второй риск – трудности доступа отечественных сельхозтоваропроизводителей на рынок, что обусловлено давлением со стороны высокосубсидируемого импорта продовольствия; недостаточным развитием рыночной инфраструктуры и сельскохозяйственной потребительской кооперации; политикой крупных торговых сетей. В 2011 г. государство приняло ряд мер в этой области: расширены масштабы зерновых интервенций; началось создание ОАО «Объединенная зерновая компания», ориентированного на хранение, транспортирование и переработку зерна; утверждены технические регламенты, стимулирующие спрос на отечественное сырье; ограничен ввоз мяса; решено проводить интервенции на рынке сухого молока. Кроме того, разрабатывается законопроект о регулировании торговой деятельности. Однако этих мер недостаточно, необходимы проведение антидемпинговых расследований в отношении импорта продовольствия; анализ цепочек «от поля до стола» по всем без исключения продуктам с целью сокращения трансакционных издержек; разработка механизмов рыночной интеграции мелких и средних сельхозтоваропроизводителей.
Третий риск – увеличение его зависимости от ввоза основных факторов производства: семенного материала, племенных скота и птицы, средств защиты растений, проектных решений, сельскохозяйственной техники и оборудования.[16]
С одной стороны, кооперация с зарубежными поставщиками способствует модернизации агропроизводства, с другой – усиливает его уязвимость перед колебаниями мировой рыночной конъюнктуры, создает угрозу продовольственной безопасности России. Важно найти «золотую середину».
Четвертый риск – неотлаженность земельных отношений в аграрном секторе. Вплоть до 2011 г. государство регулировало оборот и использование земель сельскохозяйственного назначения в основном по правилам, применяемым к объектам недвижимости. С мая 2011 г., Минсельхоз России был наделен полномочиями в области земельной политики, принимается ряд специальных мер. Так, готовятся поправки в земельное законодательство, разрабатываются механизмы государственного мониторинга таких земель; совершенствуя управление федеральными землями и земельный контроль.
Пятый
по счету, но не по значимости риск связан
с дефицитом
Вместе с тем необходимо указать предварительные итоги выполнения государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 г. В прогнозной части национального доклада рассматривались угрозы успешному функционированию отрасли в ближайшие годы. Среди них – падение спроса на продовольственные товары в результате сокращения доходов населения, снижение инвестиционной активности и, как следствие, уменьшение объемов производства и возможное ухудшение экономического состояния некоторых хозяйств.
При этом прогнозировалось
Для выполнения показателей государственной программы в рамках антикризисного плана правительства на поддержку агропромышленного комплекса из федерального бюджета было выделено 183 млрд. руб., что на 30% больше, чем в 2008г.
Подводя
итоги реализации государственной
программы в 2009г., можно сказать,
что ее реализация идет в оптимальном
режиме. Меры, принятые правительством
по дополнительной поддержке отрасли,
позволили сохранить
Заключение
Подводя итоги анализа аграрных экономических отношений и их особенностей в переходной экономике, можно сделать вывод, что сельское хозяйство играет большую роль в экономике каждой страны.
Аграрный
сектор стран с переходной
экономикой, после распада СССР
находится в плачевном
Переход
сельскохозяйственного
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Сельскому хозяйству присущи свои характерные особенности, одной из которых выступает земля, являющаяся основным исходным и результативным фактором аграрно-экономических отношений.
Земля не является продуктом труда, но, будучи вовлечена в производственную деятельность людей, становится всеобщим средством труда. Ряд особенностей земли представляет материальную основу для развития аграрных отношений.
Агропромышленный комплекс, представляющий собой тесно переплетенные и вытекающие друг из друга 3 сектора, на сегодняшний день занимает пристальное внимание в разрезе многих научно-практических направлений.
Высоким
показателем важности АПК в стране
определяется аграрная политика, охватывающая
вопросы рационального
На современном этапе кризисного состояния аграрного сектора стран, необходимо осуществлять поддержку не только сельскому хозяйству, но и других секторов АПК.
Кризис сельского хозяйства, в отличие от других отраслевых кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства, которое приняло в этой сфере наиболее разрушительные формы. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности людей, связанных с аграрным производством, всю сельскую территорию.
Сельское хозяйство нуждается во всесторонней поддержке государства, в новой концепции аграрного развития. Есть ряд безотлагательных мер, который может быть осуществлен только при помощи государства. Например, наведение в землепользовании и в разрешении вопроса о земельной собственности.
Не следует несмотря на возникший кризис менять целеполагающие прогнозы до 2020 и последующие годы, поскольку иначе придется признать неспособность отечественной экономики решать самые насущные проблемы аграрного сектора, в том числе продовольственной независимости России.
Подводя итог анализу динамики агропродовольственных цен в 2009г., можно сделать вывод, что в период мирового финансового кризиса и экономического спада мировые цены производителей на сельскохозяйственную продукцию снижаются. Падение цен происходит в результате уменьшения спроса на основные виды сельхозпроизводства, который снижается в результате падения доходов предприятий и наемных работников, а также сокращения занятости.
Таким образом, численность и состав сельского населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, сохраняет тенденцию к снижению, наблюдается его «старение», повышается уровень безработицы. Основная причина связана с тенденциями функционирования сельского хозяйства (свертывание производства отдельных видов продукции и крупных предприятий, снижение размера и уровня использования земли и т.д.).
Сельскохозяйственное производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач: улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий; создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности; изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села; повышение уровня квалификации кадров на селе. Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.