ВВЕДЕНИЕ
Государство,
являясь особой организацией
публичной политической власти
господствующего класса (социальной
группы, блока классовых сил
всего народа), имеет свои
задачи и функции.
Эти
задачи и функции практически
реализуются посредством конкретных
действий личного состава, находящегося
на службе у государства
- государственных служащих. Государство
приобретает реальность и силу
именно в этих кадрах в
контингенте его служащих. Задачи
и функции государства становятся,
при их практической реализации,
задачами и функциями набранных
государством, служащих. От государственных
служащих зависит работа государства.
Государственная
служба представляет собой один
из правовых институтов, нормы
которого регулируют обе стороны
государственной службы (организацию
государственной службы и осуществление
государственными служащими практических
полномочий). Как правовой институт
государственная служба объединяет
нормы различных отраслей права
- административного, трудового
финансового и некоторых других
отраслей и потому относится
к сложным правовым институтам.
Целью
моей курсовой работы является комплексное
исследование института государственной
гражданской службы Российской Федерации
как способа осуществления государственного
управления.
Цель
исследования определила постановку следующих
задач:
- Раскрыть
понятие, виды и правовые основы государственной
службы;
- Изучить административный
статус государственных служащих;
- Рассмотреть
порядок прохождения государственной
службы;
- Рассмотреть
особенности административно-правового
статуса отдельных видов государственных
служащих.
- ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
- Понятие
государственной службы
Государственная
служба – это профессиональная деятельность
по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов. Согласно
Федеральному закону «Об основах
государственной службы Российской
Федерации» от 31 июля 1995г. к этой деятельности
относится исполнение должностных
обязанностей лицами, замещающими государственные
должности категорий «Б» и
«В». Она включает в себя: во-первых,
федеральную государственную службу,
находящуюся в ведении РФ; во-вторых,
государственную службу субъектов
РФ, находящуюся в их ведении.
В
определении понятия государственной
службы в качестве ведущего признака
выделяется профессиональная деятельность.
Под профессиональной деятельностью
понимается деятельность, осуществляемая
на основе специальных навыков и
знаний. Государственная служба как вид
профессиональной деятельности означает
непрерывное, преемственное и компетентное
обеспечение полномочий государственных
органов лицами, находящимися на государственных
должностях.
Служба
в государственных органах, государственных
и общественных организациях является
одним из видов социальной деятельности
людей. Служба государству неразрывно
связана с самим государством,
его ролью в жизни общества.
Это одна из сторон деятельности государства
по организации и правовому регулированию
личного состава государственных
органов, других государственных организаций.
Государственная служба, прежде всего
– служение государству, то есть выполнение
по его поручению, за плату от него
определенной деятельности по реализации
задач и функций государства
в государственных предприятиях.
Закон “Об основах государственной
службы в Российской Федерации” рассматривает
государственную службу в более
узком смысле, как деятельность тех
служащих, которые составляют “аппарат”,
корпус руководителей, специалистов государственных
органов. Такое определение государственной
службы позволяет отграничить государственно-управленческую
деятельность от деятельности специалистов
в народном хозяйстве, в социально-культурной
сфере, а также отграничить государственную
службу и другие виды службы. Однако необходимо
отметить, что, например, в Федеративной
Республике Германии законодательство
различает два вида государственной службы.
Это чиновники государственных органов,
деятельность которых регулируется в
особом порядке и наемные работники, которые
заключают договор о службе (прежде всего
работники государственного сектора экономики).
Таким образом, здесь государственная
служба рассматривается шире.
Структурообразующим
элементом органов государственной
власти является государственная должность,
которая образуется во всех ветвях
государственной власти. Эта организационно-правовая
категория является важнейшей формой
специализации государственного служащего
и присуща только ему.
В
общем виде под должностью понимается
учрежденная в установленном
порядке первичная структурная (организационная)
единица, отражающая содержание и объем
полномочий занимающего ее лица.
В
ФЗ «Об основах государственной
службы в РФ» дано понятие государственной
должности в современном ее значении.
Государственной называется только
должность в федеральных органах
государственной власти, органах
государственной власти субъектов
Федерации, а также в иных государственных
органах, образуемых в соответствии
с Конституцией РФ, с установленным
кругом обязанностей по исполнению и
обеспечению полномочий данного
государственного органа, денежным содержанием
и ответственностью за исполнение этих
обязанностей. Например, к таким
органам относятся: Центральный
банк России, Совет Безопасности, Администрация
Президента и его полномочные
представители, дипломатические представители
РФ в иностранных государствах и международных
организациях, Счетная палата и др.
В
целях обеспечения реализации законодательства
РФ о государственной службе рядом
указов Президента утверждены перечни
государственных должностей (категории
«Б» и «В»), которые считаются
соответствующими разделами Реестра
государственных должностей. Государственные
должности, включенные в данный Реестр,
подразделяются на группы: высшие, главные,
ведущие, старшие и младшие.
К
категория «Б» принадлежат должности,
учреждаемые в установленном
законодательством РФ порядке для
непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лиц, замещающих
должности категории «А», которые
в свою очередь устанавливаются
Конституцией РФ, федеральными законами,
конституциями, уставами субъектов
РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов.
Например, государственная должность,
учреждаема для непосредственного
обеспечения исполнения полномочий
Президента РФ – (высшая должность) Управляющий
делами Президента Российской Федерации.
К
категории «В» принадлежат должности,
учреждаемые государственными органами
для исполнения и обеспечения
их полномочий. Например, государственные
должности, учреждаемые для обеспечения
деятельности управления делами Президента
РФ – (высшие должности) Первый заместитель
управляющего делами Президента РФ, заместитель
управляющего делами Президента РФ, заместитель
управляющего делами Президента РФ - генеральный
директор Медицинского центра Управления
делами Президента РФ, заместитель
управляющего делами Президента РФ - главный
бухгалтер Управления делами Президента
РФ, начальник управления делами
Президента РФ, заместитель начальника
управления делами Президента РФ, заместитель
главного бухгалтера Управления делами
Президента РФ, начальник отдела Управления
делами Президента РФ; (главные должности)
начальник отдела управления делами
Президента РФ, заместитель начальника
отдела Управления делами Президента
РФ, советник; (ведущие должности)
консультант, специалист-эксперт; (старшие
должности) начальник службы делопроизводства,
ведущий специалист; (младшие должности)
специалист 1-ой категории.
Итак,
государственная служба осуществляется
на государственных должностях. Поэтому
должность необходимый элемент
государственной службы. Должность
— первичная ячейка аппарата, предусмотренная
для одного работника, образуемая в
распорядительном порядке. Правовыми
актами соответствующего органа определяется
ее название, место в служебной
иерархии (то есть определение тем,
кому подчинена, кто ей подчинен), порядок
замещения. Она включается в штатное
расписание и единую номенклатуру должностей.
Основной
задачей государственной службы
является обеспечение исполнения полномочий
государственных органов, то есть государственная
служба в каждое звено государственного
механизма (государственной системы,
системы государства) “вносит жизнь,
комплекс мер, средств, форм, методов
для реальной практической деятельности”.
- Виды
государственной службы
Виды
государственной службы различаются
в зависимости от полномочий, компетенций,
предметов ведения и функций
соответствующих государственных
органов. В соответствии с государственными
органами, осуществляющими государственное
управление, государственная служба
Российской Федерации, например, подразделяется
на президентскую, включающую, естественно,
прежде всего самого президента, Администрацию
президента, в том числе аппараты
Совета Безопасности, представителей
президента в семи федеральных округах,
Управление делами президента; парламентскую
с аппаратами палат Федерального
Собрания РФ – Совета Федерации
и Государственной Думы и аппаратами
законодательных собраний субъектов
Федерации; правительственную, включающую
аппарат правительства и аппараты
правительств субъектов Федерации,
а также исполнительную, являющуюся частью
правительственной и включающую федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации,
регулирующие различные сферы жизни общества:
социальную (Минкультуры, Минтруда, Минобразования,
Госкомспорт России и др.), хозяйственно-экономическую
(Минэкономразвития, Госкомимущество,
Минфин России и др.), производственную
и иную инфраструктуру (Минтранс, Госкомсвязи,
Минтопэнерго, Госкомстат, Госкомитет
по жилищной и строительной политике,
Комитет по машиностроению, Федеральная
служба по телевидению и радиовещанию
России и др.), сельское хозяйство (Минсельхоз,
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству)
и т.д.
По
принципу разделения власти различается
государственная служба представительной
власти, называемая парламентской; исполнительной
власти, называемая правительственной
и судебной службой. По выполняемым
функциям можно говорить о гражданской
государственной службе, осуществляемой
органами законодательной, исполнительной
и судебной власти; военной, специализированной
государственной службе, выполняемой
в так называемых административных
органах: дипломатических, налоговых,
правозащитных, финансово-кредитных, таможенных,
избирательных и др.
Должностные
лица, как правило, подразделяются на
руководителей конкретных государственных
органов, исполнителей конкретных функций
и специальных уполномоченных представителей
власти. Персонал включает также категорию
обслуживающих работников, выполняющих
вспомогательные материально-технические
и иные действия по обеспечению исполнения
государственных должностей, обслуживанию
информационных процессов и другой
деятельности государственных органов.
По мнению некоторых исследователей,
их работа носит скорее инженерно-технический,
производственный, социально-обслуживающий,
нежели собственно управленческий характер.
Центральный элемент персонала государственного
управления составляют лица, занимающие
государственные должности и обозначаемые
понятием «кадры государственного управления».
Персонал государственного управления
классифицируется по различным критериям:
по административно-правовым – представители
власти, должностные лица, технические
исполнители; по функциональным руководители,
специалисты, технические исполнители.
- Правовые
основы государственной
службы
Законодательство
о государственной службе Российской
Федерации образуют нормативные правовые
акты, регулирующие ее организацию и правовое
положение государственных служащих —
условия и порядок их работы, права и виды
поощрения, обязанности и ответственность,
прекращение ими государственной службы
и т. п.
Основные
источники этого законодательства
перечислены в Федеральном законе
"Об основах государственной службы
Российской Федерации" от 31 июля 1995
г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон
является одним из главных ее источников.
Любое законодательство представляет
собой систему, а система законодательства
о гос. службе является двухуровневой.
Первый из уровней — федеральный. Здесь
речь идет о Конституции РФ, Федеральном
законе "Об основах государственной
службы Российской Федерации", других
федеральных законах и иных нормативных
правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство
субъектов Федерации — их конституции,
законы, уставы и т. п. Все это законодательство
имеет конституционное происхождение.
В
Конституции РФ нет конкретного
регламента государственной службы,
но есть целый ряд положений, закладывающих
ее основы:
Верховенство
Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории Российской
Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение
связано с федеративной природой
государства и означает, что федеральная
Конституция и федеральные законы
в силу их верховенства на всей территории
Российской Федерации не нуждаются в подтверждении
в какой-либо форме субъектами Федерации;
на всей территории государства они действуют
прямо и непосредственно.