Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:30, лекция
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.
Принят Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга
8 июня 2005 года
Статья 1
Утвердить Реестр государственных
должностей Санкт-Петербурга согласно
приложению 1.
Утвердить Реестр должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга
согласно приложению 2.
Реестр должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга
включает перечни должностей, которые
классифицируются по государственным
органам Санкт-Петербурга с учетом
категорий и групп должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга
в соответствии с Федеральным законом
"О государственной гражданской службе
Российской Федерации".
В штатных расписаниях органов государственной
власти Санкт-Петербурга допускается
уточнение наименований должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга,
указанных в приложении 2 к настоящему
Закону Санкт-Петербурга, путем присоединения
к ним через дефис наименований, указывающих
на их специализацию.
В штатных расписаниях государственных
органов Санкт-Петербурга могут предусматриваться
двойные наименования государственных
должностей Санкт-Петербурга и двойные
наименования должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга.
В этом случае статус лиц, замещающих указанные
должности, определяется по первому наименованию
должности.
В целях технического обеспечения деятельности
государственных органов Санкт-Петербурга
в их штатные расписания могут включаться
должности, не являющиеся государственными
должностями Санкт-Петербурга и должностями
государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.
Государственные должности Санкт-Петербурга
и должности государственной гражданской
службы Санкт-Петербурга исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга
и структурных подразделений Администрации
Губернатора Санкт-Петербурга подразделяются
на группы (1-я, 2-я, 3-я), указанные в разделе
2 "Исполнительные органы государственной
власти Санкт-Петербурга" приложения
1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга
и в разделе 2 "Перечень должностей государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга
исполнительных органов государственной
власти Санкт-Петербурга" приложения
2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга,
в зависимости от отнесения соответствующих
исполнительных органов государственной
власти Санкт-Петербурга и структурных
подразделений Администрации Губернатора
Санкт-Петербурга к той или иной группе.
Отнесение исполнительных органов государственной
власти Санкт-Петербурга и структурных
подразделений Администрации Губернатора
Санкт-Петербурга к соответствующей группе
производится Губернатором Санкт-Петербурга.
В органах государственной власти Санкт-Петербурга
могут создаваться не указанные в Реестре
должностей государственной гражданской
службы Санкт-Петербурга должности государственной
гражданской службы Санкт-Петербурга
заместителей руководителей структурных
подразделений органов государственной
власти Санкт-Петербурга, которые относятся
к той же группе и категории должностей
государственной гражданской службы Санкт-Петербурга,
к которой относятся должности соответствующих
руководителей. Должностные оклады указанных
заместителей на 10 процентов ниже должностных
окладов соответствующих руководителей.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает
в силу через десять дней после
дня его официального опубликования.
Признать утратившими силу со дня вступления
в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга:
Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года
N 91-9 "Об утверждении Реестра государственных
должностей органов государственной власти
Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 24 января 2001
года N 60-10 "О внесении изменений и дополнений
в Закон Санкт-Петербурга "Об утверждении
Реестра государственных должностей органов
государственной власти Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 5 июля 2000 года
N 358-35 "О внесении изменения и дополнения
в Закон Санкт-Петербурга "Об утверждении
Реестра государственных должностей органов
государственной власти Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 15 марта 2000 года
N 120-10 "О внесении изменений в Закон
Санкт-Петербурга "Об утверждении Реестра
государственных должностей органов государственной
власти Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 22 апреля 1998
года N 63-13 "О внесении изменений в Закон
Санкт-Петербурга "Об утверждении Реестра
государственных должностей органов государственной
власти Санкт-Петербурга";
статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 15
января 1997 года N 7-3 "О внесении изменений
в законы Санкт-Петербурга".
Комментарии
к законам
Статья 10. Реестры должностей государственной
гражданской службы Российской Федерации.
1. Должности федеральной государственной
гражданской службы, классифицированные
по государственным органам, категориям,
группам, а также по иным признакам, составляют
перечни должностей федеральной государственной
гражданской службы, являющиеся соответствующими
разделами Реестра должностей федеральной
государственной гражданской службы.
Реестр должностей федеральной государственной
гражданской службы утверждается указом
Президента Российской Федерации.
2. Реестр
должностей государственной
3. Реестр должностей федеральной государственной
гражданской службы и реестры должностей
государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации образуют Сводный
реестр должностей государственной гражданской
службы Российской Федерации. Порядок
ведения Сводного реестра должностей
государственной гражданской службы Российской
Федерации утверждается указом Президента
Российской Федерации.
Комментарий к статье 10
1. Данная статья направлена на упорядочение
системы должностей государственной гражданской
службы Российской Федерации. Часть 1 предусматривает
объединение должностей федеральной государственной
гражданской службы в перечни, которые,
в свою очередь, включаются в Реестр должностей
федеральной государственной гражданской
службы, утверждаемый указом Президента
РФ (далее также - Реестр).
Реестр необходим, прежде всего, для того,
чтобы установить порядок учреждения
должностей федеральной государственной
гражданской службы. Правовой статус должности
федеральной государственной гражданской
службы возникает не с момента ее учреждения,
а с даты включения в Реестр и сохраняется
до того момента, пока она числится в Реестре.
На момент подготовки настоящего Комментария
такой Реестр еще не принят и сохраняет
юридическую силу Реестр государственных
должностей федеральных государственных
служащих (утв. Указом Президента РФ от
11 января 1995 г. N 33) (с послед. изм.).
2. Субъекты Российской Федерации могут
разрабатывать свои реестры должностей
государственной гражданской службы.
Однако эти реестры разрабатываются не
произвольно, а с учетом положений комментируемого
Закона, а также структуры государственных
органов, наименований, категорий и групп
должностей государственной гражданской
службы Российской Федерации, установленных
Реестром. Таким образом, сначала должен
быть утвержден данный Реестр, а затем,
с его учетом, аналогичные реестры субъектов
Российской Федерации.
Реестры должностей государственной гражданской
службы субъектов Российской Федерации
утверждаются либо законом, либо иным
нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации. С учетом того, что
Реестр утверждается только указом Президента
РФ, выглядело бы более логичным, если
бы реестры должностей государственной
гражданской службы субъектов Российской
Федерации утверждались подзаконными
правовыми актами (например, указами (постановлениями)
высших должностных лиц субъекта).
На практике реестры должностей государственной
гражданской службы субъектов Российской
Федерации утверждаются как законами,
так и подзаконными правовыми актами.
3. Реестр должностей федеральной государственной
гражданской службы и реестры должностей
государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации объединяются в
Сводный реестр должностей государственной
гражданской службы Российской Федерации.
Смысл данного Сводного реестра заключается
в том, что в нем должны быть указаны все
должности государственной гражданской
службы, существующие в Российской Федерации.
Порядок ведения Сводного реестра утверждается
указом Президента РФ.
Вопрос о
понятии государственного служащего
по-разному трактуется в юридической
литературе.
Различают термин «государственный служащий»
в широком и в узком смысле слова.
Государственный служащий в широком смысле
слова — это индивидуальный субъект права,
осуществляющий государственные функции
не только в государственных органах,
но и в других государственных организациях,
учреждениях, предприятиях (в этом случае
государственные функции имеют, например,
социально-культурный характер — их осуществляют
служащие медицинских, воспитательных,
образовательных и других учреждений).
Понятие «государственный служащий» имеет
следующие признаки. Во-первых, государст
Государственный служащий занимает государственную
должность только в государственном органе.
Федеральный закон «Об основах государственной
службы Российской Федерации» не относит
деятельность служащих государственных
предприятий и учреждений к государственной
службе. Не является государственной службой,
по мнению законодателя, и деятельность
Президента РФ, министров, губернаторов,
судей и иных лиц, замещающих политические
государственные должности — государственные
должности категории «А».
Во-вторых, государственный служащий
должен отвечать требованиям законодательства
о государственной службе.
В-третьих, государственный служащий
занимает оплачиваемую государственную
должность государственной службы в установленном
законом порядке. Специальные федеральные
законы определяют содержание деятельности
служащего, его правовое положение, цели,
задачи и основные направления деятельности,
права, обязанности, ограничения, запреты,
ответственность, гарантии и т. д. Государственные
должности могут занимать только государственные
служащие.
В-четвертых, государственному служащему
присваивается в установленном законом
порядке квалификационный разряд (чин,
специальное звание, класс, степень, ранг
и т. д.) и др.
Федеральный закон «Об основах государственной
службы Российской Федерации» сформулировал
и закрепил определение понятия государственного
служащего; классификацию государственных
должностей государственной службы; квалификационные
разряды государственных служащих. На
характеристике этих понятий, категорий
и элементов мы сосредоточим внимание.
Первое. Согласно ст. 3, государственным
служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке, установленном
федеральным законом, обязанности по государственной
должности государственной службы за
денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств федерального бюджета
или средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Государственные служащие федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также иных государственных
органов, образуемых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, признаются
настоящим Федеральным законом государственными
служащими Российской Федерации.
Размеры расходов на денежное содержание
государственных служащих, социальные
услуги, устанавливаются соответственно
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации.
Второе. Согласно ст. 6, государственные
должности государственной службы подразделяются
на следующие группы:
— высшие государственные должности государственной
службы (V группа);
— главные государственные должности
государственной службы (IV группа);
— ведущие государственные должности
государственной службы (III группа);
— старшие государственные должности
государственной службы (II группа);
— младшие государственные должности
государственной службы (I группа).
Государственные должности государственной
службы подразделяются по специализациям,
предусматривающим, что государственный
служащий для исполнения обязанностей
по государственной должности государственной
службы владеет соответствующей специализацией
соответствующего профессионального
образования.
Специализация государственных должностей
государственной службы устанавливается
в зависимости от функциональных особенностей
государственных должностей государственной
службы и особенностей предмета ведения
тех или иных государственных органов.
Квалификационные требования к служащим,
замещающим государственные должности
государственной службы, включают требования:
1) к уровню профессионального образования
с учетом группы и специализации государственных
должностей государственной службы;
2) к стажу и опыту работы по специальности;
3) к уровню знаний Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, конституций,
уставов и законов субъектов Российской
Федерации, применительно к исполнению
соответствующих должностных обязанностей.
Гражданам, претендующим на государственную
должность государственной службы, необходимо
иметь:
1) для высших и главных государственных
должностей государственной службы —
высшее профессиональное образование
по специализации государственных должностей
государственной службы или образование,
считающееся равноценным, с дополнительным
высшим профессиональным образованием
по специализации государственных должностей
государственной службы;
2) для ведущих и старших государственных
должностей государственной службы —
высшее профессиональное образование
по специальности «государственное и
муниципальное управление» либо по специализации
государственных должностей государственной
службы или образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей
государственной службы — среднее профессиональное
образование по специализации государственных
должностей государственной службы или
образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным
принимается федеральным органом по вопросам
государственной службы.
Другие требования к государственным
должностям государственной службы могут
устанавливаться федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации,
а также нормативными актами государственных
органов — в отношении государственных
служащих этих государственных органов.
Государственным служащим присваиваются
квалификационные разряды. Они являются
свидетельством уровня профессионализма,
опыта и компетентности соответствующего
государственного служащею.
Вопрос о квалификационных разрядах государственных
служащих регламентируется в федеральном
законе об основах государственной службы.
Статья 7 о квалификационных разрядах
государственных служащих этого закона
гласит:
1. По результатам государственного квалификационного
экзамена или аттестации государственным
служащим присваиваются квалификационные
разряды.
Квалификационные разряды государственных
служащих указывают на соответствие уровня
профессиональной подготовки государственных
служащих квалификационным требованиям,
предъявляемым к государственным должностям
государственной службы соответствующих
групп.
Порядок проведения квалификационных
экзаменов, присвоения квалификационных
разрядов и сохранения их при переводе
на иные государственные должности государственной
службы, аттестации государственных служащих
устанавливается федеральным законом.
2. Государственный квалификационный экзамен
может быть проведен по инициативе государственного
служащего для присвоения ему по результатам
указанного экзамена очередного квалификационного
разряда без соответствующего перевода
на другую государственную должность
государственной службы.
3. Государственным служащим могут быть
присвоены следующие квалификационные
разряды:
— действительный государственный советник
Российской Федерации I, II и III классов
— государственным служащим, замещающим
высшие государственные должности государственной
службы;
— государственный советник Российской
Федерации I, II и III классов — государственным
служащим, замещающим главные государственные
должности государственной службы;
— советник Российской Федерации I, II и
III классов — государственным служащим,
замещающим старшие государственные должности
государственной службы;
— референт государственной службы I,
II и III классов — государственным служащим,
замещающим младшие государственные должности
государственной службы.
4. Присвоение квалификационных разрядов
действительных государственных советников
Российской Федерации, государственных
советников Российской Федерации производится
Президентом РФ.
5. Для отдельных видов государственной
службы, в соответствии с федеральным
законом, вводятся другие виды квалификационных
разрядов, воинские звания, дипломатические
ранги.
Предусматриваются: личное дело государственного
служащего, реестр государственных служащих.
Прохождение государственной службы отражается
в личном деле государственного служащего.
Личное дело государственного служащего
ведется кадровой службой соответствующего
государственного органа и при переводе
государственного служащего на новое
место государственной службы передается
по указанному месту государственной
службы. Ведение нескольких личных дел
одного государственного служащего не
допускается.
Сведения о государственных служащих,
в том числе сведения о государственных
служащих, включенных в резерв на выдвижение
на вышестоящие государственные должности
государственной службы, вносятся в Реестр
государственных должностей государственной
службы Российской Федерации и реестры
субъектов Российской Федерации.
Порядок ведения личных дел и реестров
осуществляется в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
Сбор и внесение в личные дела и реестры
сведений об их политической и религиозной
принадлежности, о частной жизни запрещаются.
Правовой статус государственного служащего
— сложный и комплексный институт, включающий
в себя ряд элементов, совокупность прав,
обязанностей, ответственность и другие
составные части и признаки.
Классный чин в Российской Федерации — установленное федеральным законом или иным нормативным актом специальное наименование, обозначающее ранг лица, замещающего должность федеральной государственной или муниципальной службы.
Согласно ст. 5, 7 и 13 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» классные чины присваиваются федеральным служащим:
А также, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» служащим
Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы:
Высшая группа:
Главная группа:
Ведущая группа:
Старшая группа:
Младшая группа:
Информация о работе Государственная служба: понятие, виды, принципы