Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:30, лекция
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.
Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. Он выражается в устойчивости профессионального положения государственного служащего и преемственности в проведении государственной кадровой политики.
Помимо Закрепленных в ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" нормативно и теоретически выделяют и другие принципы государственной службы. Так, Положение о федеральной государственной службе (ст. 2) устанавливает принцип социальной защищенности федеральных государственных служащих. Теоретически выделяется принцип запрета на участие государственного служащего в забастовке.
Все принципы государственной службы тесно взаимосвязаны и призваны действовать в системе: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов. Принципы государственной службы являются важнейшей основой разработки и реализации государственной кадровой политики.
Государственная служба в Российской Федерации имеет глубокие исторические традиции; отмечается преемственность в законодательном регулировании государственной службы на всем протяжении ее существования.
Вместе с тем,
тенденции развития государственной
службы в Российской Федерации противоречивы.
С одной стороны, нынешнее развитие законодательства
свидетельствует о расширении сферы государственной
службы, увеличении круга государственных
служащих. Так, Указом Президента РФ от
3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении
перечней государственных должностей
федеральной государственной службы"
большое количество должностей в различных
государственных органах отнесено к государственным
должностям федеральной государственной
службы. С другой стороны, разработанный
проект концепции административной реформы
предполагает совершенно новый взгляд
на само понятие "государственный служащий".
По мнению авторов концепции, государственный
служащий -лицо, обладающее правом принятия
общеобязательных решений, наделенное
властными полномочиями. Предполагается
значительное сокращение количества государственных
служащих, что "позволит действительно
поднять престиж этой профессии и поддержать
его сугубо материально".
С правовой точки зрения о государственной службе говорят как об особом правовом институте. В теории права термин "институт" означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. С точки зрения современной административ-
(*1) СЗ РФ. 1995.
№ 37. Ст. 3588. 23*
>>>664>>>
но-правовой теории, под институтом административного права понимается "наиболее полная нормативная характеристика материальных и процессуальных механизмов отношений относительно определенного предмета (сферы) правового регулирования методами и средствами административного права"(*1).
Главная функция правового института состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида. Многообразные управленческие отношения, отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые правом, группируются в однородные комплексы, т. е. выделяются такие их группы, которые объединяют нормы по признаку регулирования однородных отношений. Нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, имеющие общий характер для всех направлений управленческой деятельности.
Институт государственной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения государственности, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов, т. е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства. С другой стороны, этот правовой институт активно используется для формирования правовых режимов других правовых отраслей.
Современный правовой институт государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных пединститутах, входящих в структуру института государственной службы).
(*1) Банило
И. Л. Институты
>>>665>>>
Институт государственной
службы состоит из первичных единичных
юридических положений —
Процесс кодификации правового материала в сфере государственной службы выражен в России достаточно четко, причем не
(*1) См., например: Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы (по материалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1998. № 8. С. 22—24 (выступление А. Ф. Ноздрачева).
(*2) РГ. 1999. 31 марта.
>>>666>>>
только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. В конституциях республик, а также в уставах (основных законах) областей и краев имеются главы, посвященные государственной и муниципальной службе субъекта РФ. Поэтому, имея в виду, что в настоящее время государственная служба с правовой точки зрения является автономным административно-правовым институтом, следует видеть и современные тенденции по выделению государственной службы в особую подотрасль (отрасль) права, постоянно и непрерывно связанную с административным правом. В процессе кодификации правовой материал системно организуется: формулирующиеся нормативные положения посредством объединения, введения общих норм, норм-принципов и т. п. образуют структурные подразделения нормативной системы.
Следует отметить, что государственной службе присущ также особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной системой регулятивного воздействия на государственно-служебные отношения и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и пр.).
Правовые средства, используемые в сфере государственной службы, связаны едиными регулятивными началами, т. е. все они функционируют в особой, характерной именно для этого правового режима среде. В специфическом юридическом режиме в системе государственной службы выделяются конкретные средства и приемы регулирования, существует специфика регулятивных свойств государственной службы. Вместе с тем здесь обнаруживается действие принципов, которые пронизывают все содержание государственной службы. Особенностями государственной службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, связывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т. д.
Среди важнейших
административно-правовых средств, используемых
в институте государственной
службы и носящих публично-правовой
характер, выделяются правовое стимулирование
и правовое ограничение. Следует согласиться
с мнением, согласно которому эти правовые
средства имеют более широкий объем, чем
традиционные методы правового регулирования,
так как сам метод может выступать в качестве
либо стимулирующего, либо ограничивающего
фактора. Например, диспозитивный, рекомен-
>>>667>>>
дательный и поощрительный методы являются правостимулирую-щими по своему позитивному характеру и поэтому могут включаться в понятие "правовое стимулирование"(*1).
Правовое стимулирование, согласно общепризнанной точке зрения, включает в себя как "позитивные" (субъективные права, льготы, поощрения), так и "негативные" (запреты, обязанности, меры принуждения, взыскания, наказания) воздействия.
Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.
Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, устанавливающие все его основные элементы. Например, ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" фиксирует следующие общие под-институты: государственная должность; классификация государственных должностей; понятие государственного служащего и основы его правового положения; прохождение государственной службы. Государственно-служебные пединституты обусловлены комплексностью социально-правового института государственной службы; значение их определяется тем положением, которые они занимают в его структуре.
Деятельность
государственных служащих как субъектов
административного права
Материальные
нормы в институте
(*1) См.: Матузов
Н. И., Малъко А. В. Правовое
стимулирование в условиях
Информация о работе Государственная служба: понятие, виды, принципы