Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:21, реферат
Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Государственной Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции.
Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Государственной Думы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.
Введение………………………………………………………………………3
История Государственной Думы ФС РФ……………………………5
Правовой статус, структура и полномочия Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………11
Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ….16
Заключение………………………………………………………………….22
Список используемых источников и литературы…………………………24
Реферат на тему
«Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования»
Москва, 2010г.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и
литературы…………………………24
27 апреля 2006г.
страна отметила вековой
Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.[2, c.411]
Объектом исследования является система органов государственной власти.
Так как государственный
орган – это составная часть
государственного аппарата, образуемая
в установленном законом
Предметом исследования
является Государственная Дума, как
высший законодательный и
Исходя из
выше изложенного, можно определить
цель работы, которая состоит в
анализе сущности и роли Государственной
Думы в системе органов
В отличие
от многих европейских стран, где
парламентские традиции складывались
веками, в России первое представительное
учреждение парламентского типа (в
новейшем понимании этого термина)
было созвано лишь в 1906 году. Оно
получило название Государственная
Дума. Дважды ее разгоняло правительство,
но она просуществовала около 12 лет,
вплоть до падения самодержавия, имея
четыре созыва (первая, вторая, третья,
четвертая Государственные
Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленной буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.[3, c.31]
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч), не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.[3, c.50]
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
23 апреля 1906
года Николай II утвердил свод
Основных государственных
Потому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев.
Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.[1]
Вторая Дума
просуществовала с февраля по
июнь 1907 года, председателем которой
был Головин Федор
В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской трибуны: "Правее меня - только стена!"[1]
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством. [1]
Четвертая,
последняя в истории
Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.
3 сентября 1915
года после принятия Думой
выделенных правительством
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.[1]
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.[1]
После Февральской революции 1917г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских.
II съезд советов
рабочих и солдатских
III Всероссийский
съезд советов в январе 1918г.
принял два акта, имевших конституционное
значение: “Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа” и
постановление “О федеральных
учреждениях Российской
В июле 1918г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является “высшей властью”, компетенция которой никак не ограничивается.
На II Всесоюзном съезде 31 января 1924г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.[1]
Именно СССР
стал фактическим наследником
5 декабря
1936г. VIII Всесоюзный съезд советов
принял новую Конституцию СССР.
Она вводила всеобщие, прямые
и равные выборы при тайном
голосовании. На смену съездам
советов и ЦИКу пришел
21 января 1937г.
была принята и новая
В последующие
годы полномочия и статус высшего
органа законодательной власти в
Российской Федерации неоднократно
пересматривались и уточнялись. Заметными
вехами на этом пути стали: законы об изменениях
и дополнениях Конституции
Самым принципиальным
изменением в системе государственной
власти этого периода стало введение
в 1991г. поста Президента РСФСР и
соответствующее
Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.
21 сентября
1993 г. Президент России Б.Н.
В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап.
Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации.[4, c.30]
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Правовое, организационное,
документационное, аналитическое, информационное,
финансовое, материально-техническое,
социально-бытовое обеспечение