Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Предметом исследования является Государственная Дума, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Государственной Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции.
Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Государственной Думы в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
История Государственной Думы ФС РФ……………………………5
Правовой статус, структура и полномочия Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………11
Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ….16
Заключение………………………………………………………………….22
Список используемых источников и литературы…………………………24

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат на тему

«Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования»

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
Москва, 2010г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

    1. История Государственной Думы ФС РФ……………………………5
    2. Правовой статус, структура и полномочия Государственной Думы ФС РФ…………………………………………………………………11
    3. Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ….16

Заключение………………………………………………………………….22

Список используемых источников и  литературы…………………………24 

Введение

27 апреля 2006г.  страна отметила вековой юбилей  Государственной Думы и столетие  российского парламентаризма. Россия, точно так же, как другие государства,  пришла к парламентаризму методом  проб и ошибок. В наши дни  институт парламентаризма активно  развивается в России. По мнению  Б.В. Грызлова: «История российского парламентаризма лучше всего опровергает любые представления о том, что у России нет демократических традиций. Не будем забывать и о предшественниках нашего парламентаризма – о земском, городском, университетском, сословном самоуправлении, о вече древнерусских городов. Мы должны помнить об этом опыте, когда рассматриваем современные вопросы» [1]

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей  – представляет собой общегосударственный  представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной  власти.[2, c.411]

Объектом  исследования является система органов  государственной власти.

Так как государственный  орган – это составная часть  государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке  и наделенная государственно-властными  полномочиями, необходимыми для осуществления  функций государственной власти. Система государственных органов  состоит из органов законодательной  власти; органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Предметом исследования является Государственная Дума, как  высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Государственной Думы, как представительного  органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции.

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в  анализе сущности и роли Государственной  Думы в системе органов государственной  власти РФ на основе действующего законодательства.

 

1. История  Государственной Думы ФС РФ

В отличие  от многих европейских стран, где  парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в  новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно  получило название Государственная  Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Во всех четырех  думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди  депутатов занимали представители  поместного дворянства, торгово-промышленной буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.[3, c.31]

Порядок выборов  в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам  допускались лишь те пролетарии, которые  были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд  национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в  городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч), не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.[3, c.50]

Общее число  избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил свод  Основных государственных законов,  который Дума вообще могла  изменить только по инициативе  самого царя. В этих законах,  в частности, предусматривался  целый ряд ограничений деятельности  будущего российского парламента. Главным из них было то, что  законы подлежали утверждению  царем. Вся исполнительная власть  в стране также подчинялась  только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.[1]

Потому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку  месяцев.

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители  разных политических партий.[1]

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой  был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу  депутатов она была значительно  левее первой, хотя по замыслу царской  администрации должна была быть более  правой.  3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. [1]

В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней  резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось  число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с  думской трибуны: "Правее меня - только стена!"[1]

Третья Дума, единственная из четырех, проработала  весь положенный по закону о выборах  в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный  купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший  в англо-бурской войне, где прославился  бесшабашностью и геройством. [1]

Четвертая, последняя в истории самодержавной  России, Дума возникла в предкризисный  для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что  в рядах депутатов значительно  прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский  землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист  М.В.Родзянко.

3 сентября 1915 года после принятия Думой  выделенных правительством кредитов  на войну ее распустили на  каникулы. Вновь Дума собралась  только в феврале 1916 года.

Но проработала  Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь  распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять  распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.[1]

Дума сыграла  ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное  правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой  к выборам в Учредительное  собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной  Думы.[1]

После Февральской  революции 1917г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских.

II съезд советов  рабочих и солдатских депутатов,  открывшийся 25 октября, провозгласил  переход всей власти к советам  (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.

III Всероссийский  съезд советов в январе 1918г.  принял два акта, имевших конституционное  значение: “Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа” и  постановление “О федеральных  учреждениях Российской республики”.  Здесь было официально оформлено  образование Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики - РСФСР.[1]

В июле 1918г. V съезд советов принял Конституцию  РСФСР. В ней устанавливалось, что  именно съезд советов является “высшей  властью”, компетенция которой никак  не ограничивается.

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924г. была принята первая Конституция СССР. Установленный  в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался  один раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.[1]

Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной  российской государственности. Что  ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем  у других союзных республик, поскольку  многие российские вопросы отошли в  ведение союзных учреждений.

5 декабря  1936г. VIII Всесоюзный съезд советов  принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые  и равные выборы при тайном  голосовании. На смену съездам  советов и ЦИКу пришел Верховный  Совет СССР. Он также собирался  на сессии два раза в год,  рассматривал законопроекты и  утверждал указы своего Президиума.[1]

21 января 1937г.  была принята и новая Конституция  РСФСР, также заменившая съезды  советов на Верховный Совет  республики, депутаты которого избирались  на 4 года по норме 1 депутат  от 150 тысяч населения.

В последующие  годы полномочия и статус высшего  органа законодательной власти в  Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными  вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР  от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.

Самым принципиальным изменением в системе государственной  власти этого периода стало введение в 1991г. поста Президента РСФСР и  соответствующее перераспределение  властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной  власти и Верховный Совет, состоящий  из двух палат - Совета Республики и  Совета Национальностей, как его  постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный  орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней  политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая  подписание и обнародование законодательных  актов, формирование правительства  и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

Подобное  перераспределение общественных ролей  в условиях отсутствия парламентских  традиций, отработанного механизма  согласования интересов, а также  личные амбиции руководителей с  обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной  и исполнительной властей, что, в  конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.

21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин  издал Указ №1400 “О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации”, которым предписывалось  “прервать осуществление законодательной,  распорядительной и контрольной  функций Съездом народных депутатов  и Верховным Советом Российской  Федерации”. Этим Указом вводилось  в действие Положение о выборах  депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением  предлагалось провести выборы  в Государственную Думу - нижнюю  палату Федерального Собрания  Российской Федерации.[1]

В развитии представительной и законодательной  власти в РФ наступал новый этап.

 

2. Правовой  статус, структура и полномочия Государственной Думы ФС РФ

Государственная дума  - одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации.[4, c.30]

Правовой  статус Государственной думы определён  в пятой главе Конституции  Российской Федерации.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, фракций, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной  Думы, Председателя Государственной  Думы, заместителей Председателя Государственной  Думы осуществляет Аппарат Государственной  Думы, который формируется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" и имеет статус юридического лица.[5,6]

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования