Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 03:43, курсовая работа
Актуальность данного исследования объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды.
Объектом исследования является право как категория и как итог развития общества.
Предметом исследования являются функции права, их классификация.
Цель курсовой работы - определить понятие функции права, привести классификацию функций права.
В данной работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теорию понятия функций права. Определить взаимосвязь функциональных характеристик права и функций права.
2. Дать правовую характеристику функциям права.
3. Установить и охарактеризовать классификацию функций права.
Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Введение
Глава I. Современное понимание права
1.1. Понятие и признаки функций права
1.2. Классификация функций права
Глава II. Виды функций права
2.1. Общесоциальные
2.2. Общеюридические
Глава III. Проблемы функций права
3.1. Регулятивная
3.2. Охранительная
Заключение
Список литературы
Роль регулятивной функции права весьма значительна в уголовном и уголовно-процессуальном праве. Это связано с тем, что данные отрасли регулируют отношения, связанные с ограничением свободы человека. Поэтому здесь крайне важно урегулировать отношения таким образом, чтобы, с одной стороны, права и свободы человека и гражданина были максимально защищены, с другой стороны, правоохранительные органы государства имели возможность свободно и быстро раскрывать преступления и привлекать виновных к ответственности, тем самым обеспечивая спокойствие и правопорядок и обществе.
В международном
праве большой интерес
3.2.
Охранительная
Правоохранительная деятельность: от законности – к гарантии прав человека
Ю.В.
Степаненко,
доктор юридических
наук, профессор РАЕН,
заслуженный юрист Российской
Федерации,
главный научный сотрудник
ВНИИ МВД России
Если абстрагироваться от известных различий во взглядах на функции права в его узконормативном смысле, то этот вопрос в юридической литературе представляется в принципе решенным. Право призвано регулировать и охранять общественные отношения. Наряду с законами, позитивно регулирующими общественные отношения, существуют целые отрасли и подотрасли права и законодательства, правовые институты, которые имеют преимущественно охранительное назначение.
Охранительная
функция права – это
Сказанное, однако, не означает полного единства точек зрения относительно охранительной функции права. Как полагает В.В. Борисов, здесь отсутствует надлежащая четкость в материале. «Что охраняется: общественные отношения, права и свободы гражданина, интересы субъектов права, политический и экономический строй, законы, государственная власть? Все это разнохарактерные явления. В исходных позициях требуется абсолютная точность». Действительно, например, по мнению Н.А. Бобровой, право охраняет от нарушений вовсе не общественные отношения, а чьи-то интересы, реализующиеся в правоотношениях. Иными словами, право регулирует общественные отношения так, чтобы стимулировать возникновение и развитие одних, сдерживать динамику других, устранять причины возникновения третьих, вредных для государственного интереса отношений, а уж если таковые все-таки возникают, то разрешать конфликт интересов исключительно на правовой основе, на основе правового регулирования процесса применения государственного принуждения, вынесения государственно негативной оценки как реакции на правонарушение. На наш взгляд, в архитектонике любых (или большинства) классификаций в общей теории права общественные отношения являются всеохватывающей первоосновой, субстанцией, подобной движущейся, вечно развивающейся материи. Все остальное – надстройка, производно, вторично. Охранительная функция права состоит в пассивном воздействии на эти отношения. Последние уже возникли и развиваются по своим законам. На право возлагается роль охранителя сложившихся отношений от посягательств на их целостность и нерушимость. В том, что отдельные ученые приводят разные охраняемые правом объекты, строго говоря, нет противоречия. Однако подобный подход обедняет понимание охранительной функции права. Право на самом деле охраняет и права и свободы гражданина, и интересы субъектов права, политический и экономический строй, законы, государственную власть и др. Но, во-первых, все эти интересы, институты и ценности заключены и реализуются только в общественных отношениях. Во-вторых, путь перечисления правоохраняемых объектов – весьма неплодотворный путь, ибо этот перечень достаточно изменчив, динамичен, в определенном смысле неисчерпаем и на высшем уровне абстракции охватывается одним понятием – «общественные отношения». В-третьих, право само по себе беспристрастно. Оно лишь инструмент в руках государства. Право вообще – ничто без государственного принуждения, способного заставить соблюдать юридические нормы и воздерживаться от нарушения правопорядка. Государство имеет перед правом приоритет в том смысле, что именно оно устанавливает и поддерживает правопорядок, изменяет и отменяет законы, содействует или тормозит их реализацию. Но, с другой стороны, законы принимаются народными избранниками, а право в правовом государстве должно быть не только регулятором общественных отношений, но и средством подчинения государства праву, средством защиты прав и свобод личности. Главное в детерминации государства связано с правом. Состояние экономики вызывает к жизни право, а для того, чтобы оно могло быть регулятором общественных отношений, и требуется государство. Иными словами, государство также существует в связи и во имя права. Кроме того, охранительную функцию права не следует понимать только как реакцию на правонарушение. Основное ее назначение состоит в предупреждении нарушений правовых норм. Поэтому еще раз подчеркнем: право охраняет общественные отношения и тем самым создает юридическую основу для правоохранительной деятельности. Суть этой основы состоит в том, что она носит строго нормативный, всеобщий и обязательный характер.
Охранительную
функцию права реализует
Существует
мнение, что охрану правопорядка ни
в целом, ни тем более частично
нельзя рассматривать в качестве
самостоятельной функции
Государство и его органы осуществляют свои функции в определенных формах. Большинство исследователей объединяет понимание последних как определенной деятельности (ее видов) государственного механизма. Формы реализации функций государства принято делить на правовые и неправовые (организационные, например). Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства по организации общественных отношений с помощью совершения правовых актов. Основные функции государства, в том числе правоохранительная, осуществляются в правовых формах. В типологии юридической деятельности правоохранительная деятельность чаще всего выделяется либо как самостоятельная правовая форма реализации охранительной функции государства, либо как составная часть, форма правоприменительной (правообеспечительной, правореализующей, правоисполнительной) деятельности. В ряде литературных источников правоохранительная деятельность одновременно именуется юрисдикционной, отождествляется с нею. Это представляется не вполне обоснованным, поскольку юрисдикция является лишь частью правоохранительной деятельности. Отождествление юрисдикции и правоохранительной деятельности ведет к смешению различных видов последней и не способствует четкому разграничению компетенции участвующих в ней органов.
Термин
«правоохранительная
Вторая,
противоположная, тенденция связана
с расширением исследуемой
Одним словом, эту проблему еще рано «списывать в архив». Это касается и терминологии, являющейся основой любой профессиональной информации. Только определенность смыслового значения употребляемых терминов позволяет избежать неясности доказываемого тезиса и его подмены в ходе дискуссии. Основные источники разногласий в подходах к понятию правоохранительной деятельности кроются, на наш взгляд, во-первых, в различном понимании ее содержания. Попытки дать определение понятия правоохранительной деятельности путем перечисления ее структурных элементов не получают общего признания и приводят к оживленным дискуссиям. Во-вторых, научные споры вызываются различным толкованием одних и тех же терминов. В-третьих, не добавляют ясности исследования, в которых понятие правоохранительной деятельности рассматривается без указания на его значение и смысл (широкий, узкий или иной). В-четвертых, существуют определенные разногласия относительно целей, задач, предмета, объектов, субъектов, средств, методов и предусмотренных действующим законодательством форм правоохранительной деятельности. Разумеется, в рамках настоящей статьи невозможно «договориться» с оппонентами относительно однозначного понимания правоохранительной деятельности, соответствующих дефиниций и их места в понятийном аппарате теории права и практике государственного управления. Попытаемся разобраться лишь в принципиально важных вопросах. Не имея возможности глубоко вдаваться в полемику, отдельные выводы мы вынуждены фиксировать как бы в снятом виде, в «сухом» остатке, отражающем позицию автора.