Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 03:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды.
Объектом исследования является право как категория и как итог развития общества.
Предметом исследования являются функции права, их классификация.
Цель курсовой работы - определить понятие функции права, привести классификацию функций права.
В данной работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теорию понятия функций права. Определить взаимосвязь функциональных характеристик права и функций права.
2. Дать правовую характеристику функциям права.
3. Установить и охарактеризовать классификацию функций права.
Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Содержание

Введение
Глава I. Современное понимание права
1.1. Понятие и признаки функций права
1.2. Классификация функций права
Глава II. Виды функций права
2.1. Общесоциальные
2.2. Общеюридические
Глава III. Проблемы функций права
3.1. Регулятивная
3.2. Охранительная
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по тгп новая.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Функция регулирования социальных отношений  и обеспечения социальных прав

В юридической  литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.

Важнейшими  объектами социальной функции права  являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское  обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры закрепления  льгот для различных слоев населения.

Экологическая функция права

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, характерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические закономерности во взаимодействии общества и природы и закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Основными объектами экологической функции  права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях  ее реализации принимаются федеральные  законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Следует отметить, что появление экологической  функции связано не с тем, что  экономическая функция оказалась  не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а  с тем, что экологическая сфера  для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

Восстановительная функция права

Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее  правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него).

Реализация  восстановительной функции часто  осуществляется в форме отмены принятого правового акта или юридически значимого действия.

Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных  документах.

Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъ­ектов права в прежнее состояние, которое было нарушено непра­вомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.

Идеологическая  функция права

Идеологическая  функция отражает способность права  воплощать в жизнь идеологию  индивидов и из объединений, оказывать  влияние на их мысли и чувства. В той мере, в какой в праве  выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.

Исходя  из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

право политическая воспитательная охранительная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Общеюридические

К ним  относятся регулятивная и охранительная  функции.

Регулятивная  функция права13

Регулятивная  функция права имеет первичное  значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Регулятивная  функция — это такое направление  правового воздействия, которое  призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Регулятивное  воздействие права связано с  положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная  функция права воздействует на общественные отношения следующим образом:

Во-первых, путем закрепления этих отношений  в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую  форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан14.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень  свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.

В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).

В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и  динамическую.

Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих  институтах, в правовых актах, в четко  урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Динамическая  функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Важно иметь в виду что динамизм и  статика права – это две  стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой возникают новые реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности. Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

Характеристика  регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее  характерными путями (элементами) осуществления  регулятивной функции права являются:

- определение  посредством норм права праводееспособности, правосубъектности граждан;

- закрепление  и изменение правового статуса  граждан;

- определение  компетенции государственных органов,  в том числе и компетенции  (полномочий) должностных лиц;

- установление  правового статуса юридических  лиц;

- определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

- установление  конкретной правовой связи между  субъектами права (регулятивные  правоотношения);

- определение  оптимального типа правового  регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права  можно определить как обусловленное  его социальным назначением направление  правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция права

Необходимость в охране общественных отношений  существовала и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений.

Основное  назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Специфика охранительной функции состоит  в следующем:

Во-первых, она характеризует право как  особый способ воздействия на поведение  людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением  запретов и реализацией юридической  ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического  и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ  охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Проблемы функций права 

    1. Регулятивная

В настоящее  время основная проблема реализации регулятивной функции права в  конституционном праве связана  с непоследовательностью правотворческих органов в регулировании отдельных общественных отношений, игнорированием положений Конституции Российской Федерации с вытекающей отсюда противоречивостью конституционного законодательства, а также с недооценкой (отрицанием) собственной компетенции субъектов Российской Федерации по исключительному регулированию отношений в рамках закрепленных за ними предметов ведения.

Информация о работе Функции права