Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Работа содержит 1 файл

Функции государства.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    Функция обороны страны. Несмотря на улучшение  международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ.

    Соответственно  одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства - обеспечение его военной безопасности.

    Согласно  этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения  агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

    Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск  и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам, например, Федеральный закон “Об обороне”. Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

    Функция обеспечения мира и поддержки  мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению  мира - это недопущение новой глобальной войны - горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контроля над международной торговлей оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

    Один  из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый  надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях  обеспечения мира.

    Россия  все более уверенно занимает принадлежащее  ей по праву место в мировой  политике. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил  Российской Федерации состоит в  проведении операций с целью поддержания  мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон “О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности”. Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.

    Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами. В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

    Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым.

    Изменение внешнеэкономической политики потребовало  соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как законы Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям”, “О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы”, и др.

    Важной  стороной данной функции является также  сотрудничество России с другими  странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Формы осуществления функций  государства

    При выполнении своих функций, государство  использует особые свойственные ему  методы и делает это в присущих ему формах.

    В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

    Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам  деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

    Правотворческая деятельность, т. е. форма осуществления  функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

    Правоисполнительская  деятельность, т. е. деятельность государственных  органов по выполнению законов и  подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т. д.

    Правоохранительная  деятельность подразумевает собой  охрану порядка. Прав и свобод граждан и т. д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

    От  правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

    Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

    Организационно-хозяйственную  деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

    Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т. д.

    Наряду  с изложенной классификацией в науке  получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления  функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма  государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

    Законодательная деятельность заключается в издании  представительными и законодательными органами законов, обязательных для  исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

    Согласно  Конституции РФ правом издавать федеральные  законы обладает федеральное собрание (глава 5).

    Исполнительная  деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

    Судебная  деятельность охватывает реализацию функций  государства путём осуществления  правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции  РФ).

    Контрольно-надзорная  деятельность – это выполнение функций  государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

    Научное и практическое значение данной классификации  состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

    Говоря  о методах осуществления функций  государства, надо сказать, что они  достаточно многообразны. Например, при  выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

Заключение

    На  основе вышеизложенного материала, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, исходя из признаков функций  государства и различных определений  самих функций, думается, что можно  вполне использовать следующие определение:

    функции государства – это основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития.

    Во-вторых, несмотря на большое разнообразие критериев  для классификации функций государства, наиболее используемым является деление на внутренние и внешние функции. Вероятно, это имеет смысл, так как, при этом можно понять, как государство достигает поставленных задач, путём взаимодействия с другими странами, и каким образом достигает своих целей деятельностью в пределах своих границ.

    В-третьих, при рассмотрении методов осуществления  функций государства, возникает  мнение, что можно использовать деление  на методы убеждения и методы принуждения. При этом к первым, будут относится  такие методы, которые основываются на заинтересованности личности (стимулирование, поощрение и др. ) А к методам принуждения, все те методы, которые осуществляются путём применения мер наказания, пресечения или приостановления деятельности.

    При этом методы убеждения должны быть основополагающими, и только когда  они не дают положительных результатов, в действие должны вступать методы принуждения. Поэтому главной задачей  при осуществлении функций государства, должно стать умелое сочетание данных методов, которое в свою очередь приведёт к наиболее отлаженному функционированию государства и будет способствовать его становлению как правового.

Список литературы

    М. Н. Марченко Теория государства и  права: Курс лекций. – М. : Зерцало, ТЕИС, 1996.

    Теория государства и права / Отв. ред. Н. А. Катаев, В. В. Лазарев. Уфа, 1994. С. 166

    Комаров С. А. Общая теория государства и  пава. М. , 1995. С. 75-76.

    Механизм  диктатуры монополий / Отв. ред. И. Д. Левин, В. А. Туманов. М. , 1974. С.

    Морозова  Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 103-104.

    Байтин  М. И. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М. : Юристъ,1997. - 672с.


Информация о работе Функции государства