Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

По мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, которые называются разделением власти.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви - это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Понятие и классификация функций государства………………………...4
2. Основные внутренние и внешние функции ……………………………...8
3. Формы осуществления функций государства ………………………….12
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей ………………14
5. Разделение властей как надлежащая правовая форма организации аппарата государственной власти.
5.1 Законодательная власть …………………………………………………19
5.2 Исполнительная власть ………………………………………………….23
5.3 Судебная власть ………………………………………………………….27

Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………..…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа поТГП.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

       Соответственно  существенные изменения претерпели основные внешние функции государства. Одни из них отпали, другие — получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

       Последовательное  продвижение национальных интересов  через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

       Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной обстановки, у Казахстана еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений.

       Соответственно  одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства — обеспечение  его военной безопасности.

       Затяжной  кризис экономики, да и самой государственности  в ряде стран СНГ, в России создают  серьезную угрозу безопасности нашей  страны.

       Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для  более эффективной реализации интересов  Казахстана в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Казахстан вступил в основные международные экономические организации. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государствами Западной Европы, Азии, Китая, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов, с большинством которых подписаны двусторонние документы.

        

3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

       В правовой литературе под формами  осуществления функций государства  понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной  деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

       Согласно  первому критерию основными формами  осуществления функций государства  являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно - надзорная.

       Законодательная деятельность заключается в издании  представительными и законодательными органами законов, обязательных для  исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

       Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

       Судебная  деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

       Контрольно-надзорная  деятельность — это выполнение функций  государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Казахстана законов, осуществляемый Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

       Каждая  из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

       Научное и практическое значение данной классификации  состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

       Наряду  с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую  теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — организационная.

       Деление форм осуществления функций государства  на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы — правовые.

       Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

       Правотворческая деятельность — это форма осуществления  функций государства путем издания  нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

       Правоприменительная деятельность — это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных  актов путем издания актов  применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

       Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную  с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

       Правоохранительная  деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

       В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления  следователей, протесты и представления  прокуроров, приговоры и решения  судов и т.п.). Специфика этих актов  в том, что они служат целям  профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

       От  правовых форм функционирования государства  отличаются чисто фактические или  организационные формы реализации его функций, которые заключаются  в однородной по своим внешним  признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических  последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности, так или иначе, реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

       Выделяются  следующие организационные формы  деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно - регламентирующая, б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

       Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная  текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

       Организационно-хозяйственная  деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

       Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.). 

4. Разнообразие взглядов  на теорию разделения  властей 

     Теория  разделения властей занимает значительное место в современной юридической и социально-политической литературе Запада. Уяснению и разъяснению основных положений данной концепции  посвящена научная, популярная и учебная литература. Практически нет таких учебников и учебных пособий, например, по конституционному праву, в которых не содержались бы главы или разделы, касающиеся рассматриваемой теории.

     Анализу содержания основных направлений развития теории разделения властей, ее места и роли в государственно-правовом и конституционном механизме различных стран посвящены многочисленные монографии, научные статьи, брошюры1. В них не только раскрываются исходные положения,  истоки данной  концепции, но и применительно к изменяющейся экономической и социально-политической среде предлагается порой весьма противоречивое их понимание и аналогичное по своему характеру их толкование.

     Последнее особенно прослеживается тогда, когда имеющие дело с теорией разделения властей на современном этапе развития общества авторы берут за исходное в своих спорах и суждениях различные ее истоки или учения. Взяв за исходное в своих рассуждениях учение Дж. Локка о том, что в «конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться»2, авторы  приходят к выводу о необходимости чрезмерного преувеличения, а порою и абсолютизации законодательной власти.

     Опираясь  же в своих спорах и суждениях  о теории разделения властей на основные положения, сформулированные Ш. Монтескье, относительно того, что для образования «умеренного правления» надо уметь «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую...»3, современные исследователи и интерпретаторы теории разделения властей самой логикой своих рассуждений неизбежно приходят к несколько иному выводу. А именно, не отрицая доминирующей роли и значения законодательной власти в системе всех остальных ветвей и органов государственной власти, они склоняются к выводу о том, что последнюю тем не менее не следует возводить в абсолют и рассматривать как некое чуть ли не надгосударственное или надправовое образование.

       Известно, что еще Дж. Мэдисон  и многие другие «ранние» авторы на примере США довольно убедительно доказали, что «полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны прямо или косвенно осуществляться ни одним из двух других» и что «непомерно разбухшая и всеохватывающая прерогатива наследственной исполнительной власти, да еще поддержанная и подкрепленная наследственной законодательной», представляет собой огромную опасность для свободы и независимости народа. Узурпация всей власти со стороны законодателей «ведет к такой же тирании, как и узурпация правления исполнительной властью»4.

     Итак, поскольку в каждом современном  государстве независимо от формы  правления и государственного устройства вся власть в конечном счете принадлежит народу, коренится в народе и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о разделении властей, а о разделении функций (компетенции, сфер деятельности и полномочий) различных государственных органов5.

Информация о работе Функции государства