Формы(источники)права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту, нормативному договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права". Более подробно будут рассмотрены виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1: Формы (источники) права……………………………………….стр.4-5
Глава 2: Нормативно-правовой акт.
Признаки нормативного правового акта………………………………….стр.6

2.1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………стр .7-8

Глава 3: Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц…………………………………………………………………...стр.9-10
3.1. Юридический прецедент…………………………………………..…стр.11-15
3.2. Правовой обычай……………………………………………………...стр.16-18
3.3. Доктрина………………………………………………………………стр.19
3.4. Нормативные договоры……………………………………………….стр.20-23
3.5.Религиозные нормы…………………………………………………....стр. 24

3.6. Принцип права………………………………………………………...стр.25
3.7. Международное право………………………………………………..стр.26-28
3.8. Деловое обыкновение………………………………………………...стр. 29
Заключение………………………………………………………………...стр. 30
Список использованной литературы ………………………………….....стр.31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word1555.doc

— 79.23 Кб (Скачать)

 

Вряд ли верно полагать, что правовые обычаи – архаичное  явление, потерявшее в настоящее  время всякое значение. Как свидетельствуют  новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании  общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в  государствах Африки, Азии, Латинской  Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений  до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча  договорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. Можно сомневаться в рациональности подобных обычаев, но отрицать их реальное действие невозможно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Доктрина.

Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых системах является так называемая доктрина (учение, система знаний). По существу вопрос об этой форме права - это размышления о регулятивной роли юридической науки.

Специфика и сложность  права (содержание норм, их системнocтъ, оценочные понятия,  и т. п.) объективно ведет к  участию юристов-ученых в объяснении тех или иных дискуссионных  аспектов права юристам-практикам, иным участникам правовых процедур. Сюда относится и такая сфера этой деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение) права.

В иные времена поучения, формулы крупных юристов становились  составной частью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т. д. Яркий пример здесь кодекс Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли (были кодифицированы) многие положения римских юристов - Ульпиана, Гая, Павла и других, составив целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с Институциями самого императора Юстиниана.

В европейской средневековой  правовой истории большое место  занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли римским правовым опытом, так удачно, творчески опосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношения и иные стороны жизнедеятельности общества, то обычное право и вульгаризированные останки и остатки римского права, которые действовали в средневековом обществе.

И в отечественной истории  некоторые юридические конструкции, созданные выдающимися юристами, также входили в правовую систему, закреплялись правом. Яркий пример здесь - творчество выдающегося ученого А.В. Венедиктова.

Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части  ислама, который служит основой для  разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. Но доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями. Хотя роль научного комментария весьма важна для уяснения смысла и содержания правовых норм, однако правовой обязательности эти комментарии не имеют. И такая доктринальная деятельность ученых юристов, хотя она и имеет - подчеркну - важное практическое значение, не становится формой выражения права

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Нормативные договоры

    • Договор есть соглашение сторон, выражающее их согласованную волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению или воздержанию от юридических действий.

 

Признаки договоров: а) добровольное согласие сторон, основанное на их свободном волеизъявлении; б) равенство сторон; в) согласованность сторон по всем существенным аспектам договора; г) возмездный – по общему правилу – характер действий сторон; д) взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств.

      Указанные  признаки присущи всем видам  договоров, безотносительно к субъектам, содержанию и сфере общественной жизни, в которой они возникают. В рамках же нашей темы выделим нормативные договоры. Признаки нормативных договоров: 1) они содержат правила поведения, регулирующие поведение не столько непосредственно участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов 2) для договорных норм характерна многочисленность и неопределенность адресатов, и они рассчитаны на длительное действие и неоднократное применение. 3) договорная норма - это согласованная норма, нормативное установление, выработанное посредством согласования. В этом и, по сути, только в этом заключается специфика договорных норм. Но это практически не отражается на внутреннем содержании договорного нормативного установления. Правовая норма всегда общее установление и всегда государственное веление.

Итак:

    • «Нормативный договор можно определить как договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли, или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения»11.

 

Классификация договоров:

  • По предметному действию нормативные договоры можно разделить на  учредительные (Соглашение о создании СНГ 1991 г.), статусно-компетенционые (Устав ООН 1945 г.), процессуальные (Венская конвенция о праве международных договоров 1968 г.) и т. п., в зависимости от того, какой именно аспект деятельности тех или иных субъектов права регулируется нормами договоров.
  • По критерию действия в пространстве нормативные договоры делятся на межгосударственные и внутригосударственные. Среди последних следует выделять общегосударственные (Федеративный договор 1992 г.), межрегиональные (Договор об основах взаимоотношений Красноярского края и Эвенкийского автономного округа 1997 г.), внутрирегиональные (договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления),  учредительные договоры,  управленческие договоры,  общие договоры в экономической и социальной сферах и другие.
  • По критерию действия по кругу субъектов: договоры общего действия (Договор Российской Федерации и Республики Татарстан 1994 г.) и различные специальные договоры (Соглашение о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и администрацией Красноярского края в сфере развития угольной отрасли на территории Красноярского края 1999 г.).
  • По критерию действия во времени: срочные и бессрочные договоры.
  • Нормативные договоры  следует делить по отраслевой принадлежности: международные, государственно-правовые (“конституционно-правовые”), административные, хозяйственные, финансовые, налоговые, природо-ресурсные, трудовые и т.д.

Различны грани соприкосновения  закона с договорами. Закон:

 во-первых, признает договор  как нормативно значимый способ  регулирования общественных отношений в разных сферах государственной и общественной жизни;

во-вторых, определяет «договорное  поле», т.е. типологию вопросов, для  регулирования которых используется договор;

 в-третьих, устанавливает  конкретную форму, вид договора для тех или иных отношений;

в-четвертых, допускает договорное регулирование за пределами сферы собственно законодательного или подзаконного регулирования;

в-пятых, вводит процедуры заключения договоров и признание их юридически полнокровными, а также исполнения договорных обязательств;

в-шестых, вводит судебную защиту прав и интересов по договорам  в суде – конституционном, общем, арбитражном (хозяйственном), третейском;

 в-седьмых, государство  с помощью закона контролирует развитие договорных отношений и ограничения, запрета тех из них, которые нежелательны и не соответствуют общим нормам политической деятельности, управления, правилам рыночной экономики, интересам граждан.

 

Наиболее важными являются два вида  договоров – внутригосударственные  и международные.

Рассмотрим подробнее  такой подвид внутригосударственного договора, как внутрифедеральный. Уместно  подчеркнуть: в зарубежных странах  престиж внутрифедеральных государственных  договоров весьма высок. Договорных отношения в США,  рассматриваются как способ самоорганизации граждан, социальных общностей, городов, графств и штатов. Объединение усилий посредством соглашений оценивается как весьма перспективное даже для преодоления государственных границ12.

В ст. 145 Конституции Испании  установлено: в статутах автономных сообществ могут предусматриваться случаи и условия, при которых они вправе заключать соглашения между собой для управления и своих собственных служб. Сообщения об этом передаются парламенту; в других случаях он утверждает соглашения между автономными сообществами.

Действующая Конституция  РФ также устанавливает, что с  помощью договоров могут регулироваться, кроме того взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно статье 66 (п. 4), с помощью федерального закона и договора могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав субъектов федерации (края или области) автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и, соответственно, органами государственной власти края или области, с другой.

Как видно, свобода договорной регуляции субъектов Федерации имеет строго целевую ориентацию и не может подрывать основы конституционного строя.

 

Важным видом  договора является международный договор. Он представляет собой явно выраженное соглашение между различными субъектами международного права и, в первую очередь, между государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют  различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них содержит в себе общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов-участников того или иного договора. В ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства, рассматриваются как составная часть национальной правовой системы, так согласно Конституции Российской Федерации международные договоры признаются составной частью правовой системы Российской Федерации и опосредованно, через соответствующие федеральные законы и иные нормативные акты, выступают источниками регулирования в тех или иных отраслях российского права.

Согласно части 3 ст. 2 федерального закона “О международных договорах” международными договорами Российской Федерации являются договоры, заключенные  от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства  Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных  органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

 
 В государствах существуют  разные порядки взаимодействия  международного и внутреннего  права, и во всех случаях  они определяются правом страны. В теории международного права  принято выделять три основных  подхода к соотношению юридической  силы законов и международных  договоров, закрепляемых в конституциях  и законах государств:

а) установление примата  международного договора над внутригосударственным  законом (Франция);

б) установление примата  внутригосударственного закона над  договором (Ирландия);

 в) признание равной  юридической силы закона и  договора (США).

 
      Конституция Российской  Федерации  например гласит, что  “если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора” (часть  4 ст. 15).

Конституция Французской  Республики в разделе VI «О международных договорах и соглашениях» утверждает, что договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной (ст. 55).

 

Ярко выраженным примером правового договора может  служить также коллективный договор, заключаемый на предприятиях и учреждениях между работодателями (администрацией) и работниками в целях регулирования их трудовых, социально-экономических и иных взаимоотношений.

В Российской Федерации  порядок заключения и расторжения  коллективного договора определяется Кодексом Законов о труде РФ (гл. III) и специальным законом «О коллективных договорах и соглашениях». Содержание коллективного договора составляют взаимные обязательства сторон по вопросам труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации. Все условия и обязательства сторон имеют непременный характер для предприятий и учреждений, на которые они распространяются. В них содержатся общеобязательные правила поведения, имеющие, однако, строго ограниченный, локальный характер.

Информация о работе Формы(источники)права