Формы(источники)права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту, нормативному договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права". Более подробно будут рассмотрены виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
Глава 1: Формы (источники) права……………………………………….стр.4-5
Глава 2: Нормативно-правовой акт.
Признаки нормативного правового акта………………………………….стр.6

2.1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………стр .7-8

Глава 3: Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц…………………………………………………………………...стр.9-10
3.1. Юридический прецедент…………………………………………..…стр.11-15
3.2. Правовой обычай……………………………………………………...стр.16-18
3.3. Доктрина………………………………………………………………стр.19
3.4. Нормативные договоры……………………………………………….стр.20-23
3.5.Религиозные нормы…………………………………………………....стр. 24

3.6. Принцип права………………………………………………………...стр.25
3.7. Международное право………………………………………………..стр.26-28
3.8. Деловое обыкновение………………………………………………...стр. 29
Заключение………………………………………………………………...стр. 30
Список использованной литературы ………………………………….....стр.31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word1555.doc

— 79.23 Кб (Скачать)

Следующим по юридической  силе являются обычные законы. Они  регулируют на основе Конституции, конституционных  законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

По форме объединения  нормативного материала обычные  законы могут быть кодификационные (кодексы) или текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на временные (действуют  на определенный, указанный в законе срок) и постоянные (действуют с  момента их принятия до последующей  отмены, т.е. на неопределенный срок) и  чрезвычайные (начинают действовать  при наступлении определенных в  законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного  характера.

Подзаконный нормативный  правовой акт - это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и  во исполнение закона. В большинстве  случаев подзаконные нормативные  акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконные нормативные акты характеризуются следующими признаками. Они:

основываются на положениях законов и не должны им противоречить;

данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования  и введения в действие по сравнению  с законом;

они быстрее реагируют  на потребности общественного развития;

нормы подзаконных нормативных  правовых актов в большинстве  своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые  являются нормами родового значения.

Подзаконные нормативные  правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой  классификации подзаконных актов  является принадлежность к органам, их издающим.

К подзаконным актам относятся  акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных  комитетов, федеральных служб, а  также акты глав местной администрации  и исполнительных органов субъектов  Федерации.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

1. С какого времени,  и на какое время нормативный  акт имеет юридическую силу (действие  во времени).

2. На какую территорию  он распространяет свое регулирующее  влияние (действие в пространстве).

3. Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов - это их фактическое влияние  на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования  определенных социальных ситуаций, поэтому  установление границ его действия является необходимым условием обеспечения  правомерности использования и  применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт  вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования  нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда они  дошли до адресата, что присуще  ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:

а) вследствие окончания  обусловленного периода действия;

б) вследствие изменения  обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) вследствие отмены данного  акта иным или специально предназначенным  актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в  отдельных случаях под влияние  нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся  в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой  Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение  их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие по кругу лиц  означает по общему правилу распространение  нормативных требований на всех адресатов  в рамках территориальной сферы  действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических  и консульских представительств и некоторые другие иностранные  граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут  быть применены меры ответственности  и меры государственного принуждения  за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные  лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в  некоторых правонарушениях не могут  выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах  внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные  акты, например, предусматривающие  уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли  они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных  актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные  их категории.

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Юридический прецедент.

Прецедент как  источник права известен еще с  древнейших времен. В условиях Древнего Рима в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса — рабовладельцев, положения эдиктов одних магистратов повторялись в других эдиктах, вновь избранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

Прецедент как источник права  широко использовался также в средние века и во все последующие столетия. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

Рассмотрим процедуру  формирования прецедентов. Законы,  имеют общий характер, охватывают своим регулированием в обобщенной, абстрактной форме определенный вид общественных отношений, устанавливают общее правило поведения. В этом обобщенном правиле  заключается социальная ценность, смысл закона. Но в этом обобщенном содержании закона заключается и его недостаток, слабость. Жизнь всегда оказывается намного сложнее, богаче, «изобретательней», чем правило, которое устанавливает законодатель для регулирования тех или иных общественных отношений. Поэтому, применяя закон, суд часто сталкивается со сложной логической задачей.

Прежде всего, ему надо решить относится ли соответствующая  правовая норма к конкретному  случаю, характеризуют ли именно этот случай те или иные понятия, определения, которые содержатся в законе.

И если суд вообще не находит  правовой нормы для решения соответствующего спора, он оказывается перед выбором: либо вообще отказаться от рассмотрения спора, или же, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму (правило) поведения, или так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на конкретный спор, положить ее в основу своего решения, приговора.

Кроме того, положение суда усугубляется еще тем, что законодательство, которое складывается постепенно, содержит законы, регулирующие одни и те же общественные отношения, но противоречащие друг другу  целиком или какими-то нормами.

Но суд не может в  современных правовых системах отказать субъектам права в правосудии из-за неполноты или неясности  закона. Вот тогда-то и возникает  необходимость восполнить правовую систему, создать правило, которое  годилось бы для решения конкретного  и аналогичных споров, рассмотрения дел.

Суд во многих странах, оказываясь в описанных ситуациях, раз за разом применяя общие начала, аналогии права или закона, восполнял тем  самым законодательство. Из ряда однородных решений по поводу однородных случаев, по мере того, как эти решения приобретали характер образца, примера, получали обязательную силу, становились своеобразным судебным обычаем, возникала такая форма права как юридический прецедент. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами).

а) Судебный прецедент

Разумеется, в деятельности конкретного суда отдельные решения  не создают обязательных норм не только для всех прочих судов, но и для суда, их сформулировавшего. Но в некоторых правовых системах существует механизм, который может превращать некоторые решения судебных органов высокого уровня в судебный прецедент, т. е. в соответствующую норму права, которой надо следовать так же, как и закону. Речь идет о действии доктрины прецедента, или stare decisis, суть которой в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими прежними решениями (кроме палаты лордов). Это характерная черта права в Англии.

Условием действия системы  прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, т. е. судебных отчетов (law reports). Доктрина прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права. Если на европейском континенте судьи лишь применяют правовые нормы, то в условиях прецедентного, или общего, права, вынося решение или приговор, они одновременно объявляют или создают право, т. е. выступают в роли законодателей. При этом обязательным является не все судебное решение, а лишь та его часть, которая называется, ratio decidendi - принцип, лежащий в основе решения. Данному принципу в дальнейшем и будут следовать судьи. Наряду с ratio decidendi составной частью судебного решения является obiter dicta (попутно сказанное), т.е. умозаключение, либо основанное на факте, существование которого не было предметом рассмотрения суда, либо хотя и основанное на установленных по делу фактах, но не составляющее сути решения). Для английского права характерно деление прецедентов на обязательные, или связывающие, и убедительные

В Англии сложился принцип  жесткого следования прецедентам. Наиболее ярко он проявляется в правиле, согласно которому авторитет старых прецедентов с течением времени не только не утрачивается, но, напротив, возрастает.

 

В других (кроме Англии) странах  общего права судебный прецедент  действует лишь на определенную ограничивающую дату. Неодинакова и степень строгости  в следовании правилу прецедента. В США, например, отказались от принципа «жесткого прецедента», предоставив судебным органам полную свободу в установлении и изменении прецедентов.

В США судебные прецеденты создает Верховный Суд, рассматривая наиболее значимые дела, имеющие, как  правило, общественно-политическое, конституционное  значение. Эти дела проходят различные  судебные инстанции, пока по ним не выносит окончательное решение  Верховный Суд.  Это решение  всегда основательно аргументируется, оно обязательно, авторитетно, всегда публикуется, обеспечивается исполнением.

Вместе с тем надо считаться  и с тем, что суд может создавать  несовершенные и даже ошибочные прецеденты. Не избегает таких редких решений все тот же Верховный суд США. Так, резко критикуется принятое в феврале 1997 года решение Верховного суда США, согласно которому Комиссия по фьючерсной торговле капиталом потеряла право наблюдать за рынком иностранных валют, образовалась ничейная зона, в которую устремились мошеннические фирмы.

 

Следует учитывать, что в  современном мире отсутствуют государства, в правовой системе которых действуют  только судебные прецеденты. В США, например, действуют и законы, и судебные прецеденты, то же и в Англии. Более того, в так называемой англосаксонской правовой системе идет процесс, при котором увеличивается удельный вес статутного права, а в романской правовой системе (Франция, Германия и т. д.)  увеличивается удельный весь прецедентного права.

Информация о работе Формы(источники)права