Формы народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ форм народовластия.
Задачами исследования, конечно же, в соответствии с целью являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную демократию и её формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………........5
Глава 1. Понятие демократии…………….…………...6
1.1. Определение демократии……………………….…….…......6
1.2. Характерные черты демократии……………………..…...…9
Глава 2. Формы народовластия……………….....…....13
2.1. Представительная демократия……………………................13
2.2. Институты непосредственной демократии……………........16
Заключение …………………………………………….....….35
Список использованной литературы…………...…36

Работа содержит 1 файл

КПР-курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

     2) об утверждении формулировки  вопроса (вопросов) референдума;

     3) назначение из числа членов  региональной подгруппы уполномоченных  представителей региональной подгруппы. 

     4) решения собрания и число членов  региональной подгруппы отражаются  в его протоколе. Решение собрания  региональной подгруппы считается  принятым, если за него проголосовало  более половины участников собрания.

     4. Уполномоченные представители региональной  подгруппы обращаются в избирательную  комиссию соответствующего субъекта  РФ с ходатайством о регистрации  региональной подгруппы. 

     5. Избирательная комиссия субъекта  РФ, получив ходатайство о регистрации  региональной подгруппы, незамедлительно  уведомляет Центральную избирательную  комиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных)  в ходатайстве. Центральная избирательная  комиссия РФ в течение 10 дней  со дня первого такого уведомления  проверяет соответствие вопроса  (вопросов) референдума требованиям,  предусмотренных законодательством. 

     6. Избирательная комиссия субъекта  РФ в течение 15 дней со дня  получения ходатайства о регистрации  региональной подгруппы проверяет  соответствие ходатайства и приложенных  к нему документов требованиям,  предусмотренным Федеральным конституционным  законом и принимает одно из следующих решений:

     1) о регистрации региональной подгруппы.  В данном решении указываются  формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и  отчества всех членов региональной  подгруппы, а также фамилии,  имена и отчества уполномоченных  представителей региональной подгруппы;

     2) об отказе в регистрации региональной  подгруппы. 

     7. В случае регистрации региональных  подгрупп более чем в половине  субъектов РФ уполномоченные  представители региональных подгрупп  более чем половины субъектов  Российской Федерации вправе  на своем собрании принять  решение об обращении в Центральную  избирательную комиссию Российской  Федерации с ходатайством о  регистрации инициативной группы  по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы.

     8. В случае соблюдения всех требований  Закона Центризбирком выдает  регистрационное свидетельство  инициативной группы по проведению  референдума, в котором указывается  дата окончания срока сбора  подписей в поддержку инициативы  проведения референдума. 

     9. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы, которые изготовляются инициативной группой по установленной Законом форме. Нужно собрать два миллиона подписей, при чем в одном субъекте не более 50 тысяч. Число подписей может превышать необходимое не более чем на 5%.

     10. Впоследствии подписные листы,  другие необходимые документы  передаются в Центральную избирательную  комиссию РФ, которая осуществляет  их проверку (не менее 40% подписей) и по итогам этой проверки  принимает решение о результатах  выдвижения инициативы проведения  референдума. Если более 5 % подписей  не действительно от общего  количества подписей, отобранных  для проверки, дальнейшая проверка  подписных листов не проводится.

     Если  же число достоверных подписей достаточно для назначения референдума Центризбирком  направляет свое решение Президенту РФ и одновременно уведомляет об этом палаты федерального парламента.

     11. Президент РФ, получив документы,  на основании которых назначается  референдум, направляет их в Конституционный  Суд РФ с запросом о соответствии  Конституции инициативы проведения  референдума по предложенному  вопросу (вопросам). Если Конституционный  Суд РФ признает конституционность  такой инициативы, то Президент  РФ назначает референдум. Если  указанная инициатива признается  не соответствующей Конституции,  то процедура по ее реализации  прекращается с момента вступления  в силу соответствующего решения  Конституционного Суда РФ

     Голосование проводится в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

     Подготовку  и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная  избирательная комиссия РФ и избирательные  комиссии субъектов РФ, действующие  в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также  территориальные (районные, городские  и др. ) и участковые комиссии по проведению референдума занимаются: техническим  оснащение, агитацией по вопросам референдума, списками участников референдума. Определяет результаты референдума Центральная избирательная комиссия. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов референдума. Это решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.

     На  региональном и муниципальном уровне законодательство предусматривает  возможность использования института  отзыва населением выборных лиц.

     Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

     Основания для отзыва депутатов и выборных должностных лиц и процедура  отзыва устанавливаются уставом  муниципального образования. Основаниями  для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения  или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

     Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутаты и  выборные должностные лица считается  отозванными, если за отзыв проголосовало  не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

     Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию. Самостоятельность муниципальных образований в правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта Российской Федерации, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.

     На  уровне субъектов РФ и муниципальных  образований законодательство также допускает возможность проявления правотворческой инициативы населения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

     В случае отсутствия нормативного правового  акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок  реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и  рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с  настоящим Федеральным законом  « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

     Проект  муниципального правового акта, внесенный  в порядке реализации правотворческой  инициативы граждан, подлежит обязательному  рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых  относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

     Представителям  инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения  своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

     В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой  инициативы граждан, относится к  компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный  проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

     Мотивированное  решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан.

     В муниципальных образованиях населения  может решать вопросы местного значения на сходе граждан. В поселении  с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек  для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан  правомочен при участии в нем  более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

     Для выражения мнений народа, осуществления  непосредственной демократии важное значение имеют публичные мероприятия. Порядок публичных мероприятий установлен Федеральным законом от 19 июня 2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Все эти мероприятия в конституционно-правовом смысле могут осуществляться только гражданами РФ.

     Собрание - совместное присутствие граждан  в специально отведенном или приспособленном  для этого месте для коллективного  обсуждения каких-либо общественно  значимых вопросов;

     Митинг - массовое присутствие граждан в  определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно  общественно-политического характера;  Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

     Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

     Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

     Проведение  публичного мероприятия основывается на принципах соблюдения законности и добровольности участия граждан в публичных мероприятиях.

     При организации публичного мероприятия  оповещаются его возможные участники, а также соответствующий орган  исполнительной власти субъекта РФ или  орган местного самоуправления, возможно проведение предварительной агитации, а также другие действия не противоречащие законодательству.

     Организаторами  мероприятия могут быть один или несколько граждан (для митингов и собраний - с 16 лет, для демонстраций, шествий, пикетирования - с 18 лет), а также политические партии, общественные и религиозные объединения. Организаторами не могут быть недееспособные и ограниченно дееспособные; лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; партии, другие объединения, деятельность которых приостановлена или которые ликвидированы в соответствии с законом. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. В уведомлении указываются цель, форма мероприятия, место, маршрут движения, дата, время начала и окончания, предлагаемое количество участников, формы обеспечения публичного порядка, организация медицинской помощи, фамилии, имена, отчества организаторов, уполномоченных ими лиц, место жительство организаторов.

     Для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом  муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться  публичные слушания, по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Информация о работе Формы народовластия