Формы народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ форм народовластия.
Задачами исследования, конечно же, в соответствии с целью являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную демократию и её формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………........5
Глава 1. Понятие демократии…………….…………...6
1.1. Определение демократии……………………….…….…......6
1.2. Характерные черты демократии……………………..…...…9
Глава 2. Формы народовластия……………….....…....13
2.1. Представительная демократия……………………................13
2.2. Институты непосредственной демократии……………........16
Заключение …………………………………………….....….35
Список использованной литературы…………...…36

Работа содержит 1 файл

КПР-курсовая.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………........5 

Глава 1. Понятие демократии…………….…………...6

1.1. Определение демократии……………………….…….…......6

1.2. Характерные черты демократии……………………..…...…9 

Глава 2. Формы народовластия……………….....…....13

2.1. Представительная демократия……………………................13

2.2. Институты непосредственной демократии……………........16 

Заключение …………………………………………….....….35 

Список  использованной литературы…………...…36

 

Введение 

     Выбранная мною тема “Источник власти и формы народовластия” является одной из злободневных т.к. независимо от того, чем человек будет заниматься в будущем, знание форм народовластия, просто необходимо. Все должны знать, что согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Именно народу принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость;  народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства.

     Итак, целью данной курсовой работы является анализ форм народовластия.

     Задачами  исследования, конечно же, в соответствии с целью являются:

     - дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;

     - определить формы народовластия;

     - рассмотреть непосредственную демократию и её формы (институты);

     - изучить представительную демократию;

     - определить права человека в  демократическом обществе.

     В процессе создания данной работы, был  исследован довольно большой объем  различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например, таких известных авторов как, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В., Чиркин В.Е., и др.

     Также в процессе написания работы были проанализированы такие источники  как: Конституция РФ, федеральные  законы, и другие.

 

     

Глава 1. Понятия народовластия

1.1. Определение демократии 

     Термином  “демократия ” обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участия в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.1

     В Конституции РФ указывается, что  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

     Каждая  из двух категорий “народ” и  “власть”, составляющих понятие “народовластие”, сложна и требует специального рассмотрения.

       С юридической точки зрения  понятия “народ” отождествляется  с понятием “граждане” и определяется  как принадлежность данной, ассоциированной  в рамках единого государства  совокупности людей к соответствующему  государству. Народ образует физический  субстрат государства.

     Следует сказать, что в годы советской  власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая  изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

     Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть-явление  социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управление, которое  обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

     С возникновением государства возникает  и государственная власть как один из существенных признаков государства.2

     Государственную власть характеризует суверенитет  государства, который проявляется  в её верховенстве, единстве и независимости.

     Государственная власть не совпадает непосредственно  с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, также армию, разведку, принудительные учреждения. 

     Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах3. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

     Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть и никто, кроме него самого не может претендовать на власть в Российской Федерации. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации,- указывается в ст.3.- Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону ”.

     Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

     В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правление превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.4 
 

1.2. Характерные черты демократии 

     Демократия - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим  ему оказывать влияние на государственное  управление обществом.

     Характерные черты демократии:

     - Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их.

     - Периодическая выборность основных  органов государства. 

     - Сочетание правления большинства  и защита прав меньшинства.  Демократия защищает права отдельных  личностей. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Если в отношении  меньшинства применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим,  независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного  правительства. 

     - Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода  мнений, право на информацию и  на участие в конкурентной  борьбе за занятие руководящих  должностей в государстве.

     Российская  Федерация есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления.5 Его демократизм находит выражения прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

     Разделение  властей - один из основных признаков  демократии и принципов действующей  Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. В соответствии с принципом разделения властей представительные органы осуществляют законодательную деятельность, исполнительные органы – управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы – правосудие в государстве. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

     Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором  ни одна из трех властей не может  ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в  условиях взаимопонимания.

     В современных условиях становления  конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей  имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить  возвышение одной из властей над  другими, утверждение авторитаризма  и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает  систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

     Демократия  в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического  многообразия.

     Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать  влияние на политический процесс  всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых  имеет политический аспект и находится  в рамках Конституции.

     Политический  плюрализм способствует повышению  эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких  слоев населения.

     Политический  плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что  проявляется в деятельности независимых  объединений граждан. Надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма –  основная предпосылка реализации принципа народовластия.6

     Демократизм Российской Федерации означает наличие  в ней местного самоуправления. Это  признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная  и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.7

     Конституция определяет формы осуществления  местного самоуправления в РФ. К  ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в  органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и  другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).8

Информация о работе Формы народовластия