Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, реферат
Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам)
I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.
характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства – и тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной
действительности не существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного
режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
* определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности ;
* антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;
* ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
* личность в антидемократическом государстве фактически
лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;
* реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
* всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
* игнорируют интересы государственных образований , особенно
национальных меньшинств ;
* не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим
может устанавливаться как при монархической
, так и при республиканской форме правления
,однако , будучи отрицанием принципов
парламентаризма , он не согласуется с
парламентарной монархией и республикой
. Приводя к сильной централизации государственной
власти , авторитарный режим не соглашается
с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они
характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов. Конкретно режим демократической
власти выражается в следующем :
режим представляет свободу личности в экономической сфере ,
которая составляет основу материального благополучия общества ;
реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность
выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в культурных , научных и других общественных организациях ;
создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти ; в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства ; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм ; государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества .
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее
распространение в настоящее
время получил режим
либерально-демократический режим.
V .Причины и особенности изменения форм государственного политического режима .
Политические формы
нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства ( федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности современного развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада
колониальной системы , когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной
зависимости классовой сущности государства и права от экономических
отношений , которые господствуют в классовом обществе
на определенном этапе
его развития .
Заключение.
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма
государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от
конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В
определенных случаях на первый план внутриполитического развития может
выдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом , взятые в
единстве три организации
власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма
государства оставалась бы неизменной ,
несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства
обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения
классового содержания государственной власти.
VII .Библиография
6. Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное ( конституционное ) право Российской Федерации”,1997 . -67с.