Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, реферат
Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .
Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам)
I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского
правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
* парламентарные
* президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой республике правительство
формируется парламентским
числа депутатов , принадлежащих к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу
ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом . В федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием ,состоящим из членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной
республике могут
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :
обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра, канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед
парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики
является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять
управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития
социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;
* ответственность
правительства перед президентом , а не перед парламентом ;
* более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы государства .
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты
Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду .
Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен
в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их
разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями: как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности
гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки
часто встречаются “
республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо
контролируемая
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
III . Форма государственного устройства .
Форма государственного устройства - это национальное и
административно-
управления , власти .
В отличии от форм правления
организация государства
точки зрения распределения государственной власти и государственного
суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
* из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
* каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов ;
* как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;
* в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить
на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это
единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
* унитарное устройство
предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное
руководство соответствующими органами ;
* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;
* составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства )
государственным суверенитетом не обладают ;
* унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;
* все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на
международной арене ;
* имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными
органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия
.
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных
странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются
историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов ,входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые
характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов , кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы .
4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях
( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,
который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру
государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная
власть в территориальных
федерациях обладает верховенством
по отношению к высшим государственным
органам членов федерации . Национальное
государство ограничивается суверенитетом
национальных государственных образований
.
3.3.Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств ,
созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется
следующими чертами :
* конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;
* конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;
* сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе ;
* государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике
на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они
распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность
способов и методов осуществления власти государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств