Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Для постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства .

Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим системам)

Содержание

I.Введение.
1. Форма государства ( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ).
II.Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.Заключение.
VII.Библиография.

Работа содержит 1 файл

Формы государства.docx

— 52.99 Кб (Скачать)

Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского

правления . В свою очередь  они делятся по форме государственного устройства на:

* парламентарные

* президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из

числа депутатов , принадлежащих к тем партиям, которые располагают

большинством голосов  в парламенте . Правительство несет  коллективу

ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .

Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках   неодинакова. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом . В федеративных государствах участие

парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием ,состоящим из членов бундестага , и  такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной

республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права ,что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :

обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра, канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  

парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики

является то , что любое  правительство лишь тогда правомочно осуществлять

управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы   развития

социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию , Исландию , Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы

государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные  черты президентской республики :

* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;

* ответственность

правительства перед президентом , а не перед парламентом ;

* более широкие , чем  в парламентарной республике , полномочия главы государства .

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты

Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой  лежит принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду .

 Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его партии .

Президентская форма правления  в различных странах имеет  свои

особенности. Во Франции  президент избирается всеобщим голосованием . Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен

в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских  республик , несмотря на их

разнообразие , является то , что президент либо совмещает  полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями: как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах  президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей  

нормально функционирует  законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности

гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки  часто встречаются “ суперпрезидентские

республики “ . Эта форма  правления - практически независимая , слабо

контролируемая законодательной  и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .                        

III . Форма государственного  устройства .

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного

управления , власти .

В отличии от форм правления  организация государства рассматривается  с

точки зрения распределения  государственной власти и государственного

суверенитета в центре и на местах , их разделение между  составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

*     из каких  частей состоит внутренняя структура государства ;

*     каково правовое  положение этих частей и каковы взаимоотношения   этих органов ;

*     как строятся  отношения между центральными и местными государственными органами ;

*     в какой  государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить

на   три основных группы :  

- унитарное ;  

- федеративное ;  

- конфедеративное .                            

3.1.Унитарное государство 

Унитарное государство - это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.  

 Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

*     унитарное  устройство

предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные   органы , которые осуществляют верховное

руководство   соответствующими органами ;

*     на территории  унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;

*     составные  части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства )

государственным суверенитетом  не  обладают ;

*     унитарное  государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;

*     все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на   

международной арене ;

*     имеет единые  вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .

Различия в степени  и формах контроля центральной власти над местными

органами управления позволяют  говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как  Франция ,

Турция , Япония , Финляндия .                                        

3.2. Федерация 

 

Федерация - представляет собой  добровольное объединение ранее

самостоятельных государственных  образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное  устройство неоднородно . В различных

странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются

историческими условиями  образования конкретной федерации  и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов ,входящих в союзное государство.

 

Вместе с тем можно  выделить наиболее общие черты , которые

характерны   для большинства федеративных государств:

 

 

        1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов: штатов , кантов , земель , республик и т.д.

 

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

 

3. Субъекты федерации  имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы .

 

4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .

 

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях

( США , Бразилия , Индия  , ФРГ и др. ).

 

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,

который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру

государственного устройства .

 

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их   субъектов . Центральная

власть в территориальных  федерациях обладает верховенством  по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .                                  

       3.3.Конфедерация

Конфедерация - это временный  юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения  общих интересов.

 

При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации   сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .

 

В отличии от федеративного  устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами :

*              конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;

 

*              конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;

 

*              сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во   временном союзе ;

 

*              государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике

на время существования  союза.

 

Как правило конфедеративные  государства не долговечны , либо они

распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .                      

1.Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность

способов и методов  осуществления власти государством .

 

Государственный режим - важнейшая  составная часть политического  режима, существующего в обществе . Политический режим -понятие более  широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

 

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств

Информация о работе Формы государства