Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.
Вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Форма государства 4
Форма правления. 5
Форма государственного устройства. 2
Политический режим (государственный режим). 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
Список использованной литературы……………………………………
Президентские республики распространены
в странах Латинской Америки.
Эта форма правления
В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления.
Смешанная республика — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
Для смешанной формы
— президент избирается всенародным голосованием;
— правительство формируется президентом и утверждается парламентом;
— правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом;
— президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;
— полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.
Из современных государств, к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия, Азербайджан и Россия.
Суперпрезидентская республика — это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии. Зачастую приближает республику к монархии19.
Черты суперпрезидентской модели республики:
— огромная роль президента в сфере правотворчества;
— право введения по своему усмотрению чрезвычайного и военного положения;
— президент имеет возможность распускать
парламент своим решением, смещать министров
и руководителей административно-
— диапазон возможного использования президентом своих полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике.
Виды суперпрезидентской республики:
В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» выделяет три вида суперпрезидентских республик:
— президентско-монократическая
— президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
—президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, - дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой20.
О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства Беларусь, Туркменистан и др.
Форма государственного правления – это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношение между этими частями21.
Форма государственного устройства показывает:
— из каких частей состоит внутренняя структура государства;
— правовое положение частей государства и взаимоотношения их органов;
— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По структуре различают
Унитарное государство - представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство)22
Это наиболее простая форма государственного
устройства. Само государство при этой
форме устройства делится только на
административно-
Население унитарного государства имеет
единую государственную принадлежность.
Никакие административно-
Для унитарного государства характерной является единая система права. Её базу образует единая конституция. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормативная деятельность имеет сугубо подчиненный характер и распространяется на соответствующую локальную территорию.
В унитарном государстве
В унитарном государстве
Виды унитарных государств.
Унитарные государства бывают централизованные и децентрализованные в зависимости:
— от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
— объёма полномочий, предоставленных
административно-
Принято считать государство
В децентрализованных
Примером централизованного
Также выделяют:
— простые — государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
— сложные - государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
— государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Федеративное государство –
сложное государство, субъекты которого,
обладая государственным
Основные признаки федеративного государства:
В федеративном государстве имеются
две системы высших органов власти
(федеральные и субъектов
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
— территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;
— в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
— компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;
— субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
Обязательным признаком
В основе национально - государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д.
Второй вариант имитации под
федерацию состоит в
Конфедерация — представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или превращается в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия)24.
Объединившиеся страны, полностью
сохраняют суверенитет и
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.
Политический режим представляет
собой совокупность способов и приемов
(методов) реализации государственной
власти вообще, совокупность способов
и методов осуществления
Выделяю два основных вида государственного режима - демократический и антидемократический (автократический).
Демократический режим — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.
Современные демократические режимы характеризуются:
— широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
—наличие у властных органов мандата народа;
— наличие рыночной, саморегулирующей экономики;
—многообразие форм собственности;
— свобода экономической и предпринимательской деятельности;
—верховенство права, независимость правосудия (суда);
— принцип разделения властей;
— идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
— выборность;
—сменяемостью центральных и местных органов власти;
—принципом законности и конституционности;
— принцип: разрешено все, что не запрещено законом.
Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушением порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских сил. Но социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно – исторических форм.
Демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Демократический режим в устройстве государств, становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
Антидемократический режим — политический режим, характеризующийся устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в орудия выражения воли фактических руководителей26.
К антидемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, теократический и фашистский.
Деспот — полновластный
Деспотический режим — характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Форма государственного правления, при которой вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных27.
Под этим словом также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства.