Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.
Вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Форма государства 4
Форма правления. 5
Форма государственного устройства. 2
Политический режим (государственный режим). 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
Список использованной литературы……………………………………
ТЕМА № 5
ФОРМА (УСТРОЙСТВО) ГОСУДАРСТВА.
ПЛАН.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Форма государства 4
Форма правления. 5
Форма государственного устройства. 2
Политический режим (государственный режим). 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
Список использованной литературы……………………………………………………
Форма государства.
Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность1.
Вопрос о понятии формы
— первая заключается в отождествлении формы государства с другим, обычно более узким, а иногда и разноплановым явлением: формой правления2, политическим режимом3. По мнению болгарского ученого В. Цонева, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия4.
— другие авторы отстаивают узкий и широкий подход к понятию «форма государства». В узком смысле форма государства по существу отождествляется с формой правления, а в широком — рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства5.
— третьи (их большинство — В.С.Петров, Б.А.Стародубский, В.Е.Чиркин и другие) под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политический режим6.
Форма государства включает в себя 3 элемента:
— форму правления
— форму государственного устройства
— политический режим (государственный режим)
Форма правления — это способы организации государственной власти конкретного государства7.
В понятие «форма правления» есть все основания включить отношение между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения.
Форма правления показывает:
— как создаются высшие органы власти в государстве;
— их структуру;
— какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
— как строятся взаимоотношения между верховной властью и гражданами страны;
— в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Различают две основных формы правления: монархия и республика.
Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически8.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. Конечно, при этом монархия как форма правления не остается неизменной. Она претерпела весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов.
Монархия характеризуется
— главой государства является монарх;
— власть имеет бессрочный характер;
— монарх не несёт политической и юридической ответственности за свои действия.
Выделяют абсолютные (неограниченные) и ограниченные монархии.
Монархия называется абсолютной, если
верховную государственную
Признаки абсолютной монархии:
— отсутствие государственных органов, ограничивающих полномочия монарха;
— наличие постоянной армии;
— отсутствие Конституции;
— гражданское и политическое бесправие народа.
В настоящее время абсолютные монархии в их «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней — самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Оман, Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.
Ограниченная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом10.
Конституционная монархия — возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе её изменить.11
Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.
Дуалистическая монархия — этот вид является промежуточной формой между абсолютной и парламентарной монархией12. Она характеризуется следующими основными признаками:
— власть носит двойственный характер: юридически и фактически разделена между правительством (ответственно перед монархом) и парламентом;
— монарх теряет право принимать законы своей единоличной властью (законодательная власть осуществляется совместно с парламентом);
— некоторые члены парламента назначаются монархом;
— члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность перед ним лично.
В настоящее время
Парламентарная монархия — это форма правления, в которой власть монарха ограничена парламентом13.
Признаки парламентарной
— власть монарха фактически ограничена во всех сферах, но прежде всего в законодательной и исполнительной деятельности;
— законы принимает парламент и формально утверждает монарх;
— правительство ответственно перед парламентом, а не монархом;
— правительство формируется партией, получившей большинство голосов на выборах, а её лидер становится главой правительства.
В настоящее время
Республика (от лат. res publica—общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок14.
Республика характерна следующими признаками:
— в качестве источника власти признается народ;
— выборность на определенный срок высших органов государственной власти, их подотчетность и сменяемость;
—высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
- парламент представляет
—президент — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
—юридическая ответственность главы государства;
— граждане обладают личными и политическими правами.
Республика как форма
Выделяют республики аристократические, социалистические, парламентарные, смешанные, президентские и суперпрезидентские.
Аристократическая республика — это форма правления, при которой государственная власть принадлежит представителям родовой власти, при этом преобладает принцип наследственности власти15.
В аристократических республиках
полномочия народных собраний были урезаны.
Выборы имели фиктивный характер,
должностные лица являлись ставленниками
знати. Для аристократических
Социалистическая республика — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом16.
Советская наука выделяла следующие основные особенности социалистической республики:
— ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;
— социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяло бы государственной власти суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
— в социалистических республиках высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
—в условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
— социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти;
— социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.
Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах В. И. Ленина и была применена на практике в условиях России.
Различают три разновидности
Парламентарная республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту17.
Черты парламентарной модели республики:
— правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;
— отождествление воли парламентского большинства с волей народа;
— правительство следует этой воле;
- плюрализм обеспечивается
—формальный признак парламентарной республики: главой правительства является лидер правящей партии.
Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере экономикой: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.
Президентская республика - разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу18. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей.
Черты президентской модели республики:
— президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независимо от парламента;
— президент является главой государства и главой правительства;
— президент как глава исполнительной власти формирует правительство;
— парламентская ответственность правительства отсутствует;
— президент в качестве главы государства ответственен непосредственно перед народом;
— президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.
Президентская форма правления не является безупречной. Во-первых, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает. Если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом между двух властей. Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет сои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столько важны хотя бы из-за падения значимости парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократическими. Но есть разновидности прямых выборов, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.