Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:22, реферат
Местное самоуправление, муниципальное самоуправление – относительно новые для нашей страны явления и понятия. Процесс становления и развития системы местного самоуправления можно соотнести со становлением нового государства – Российской Федерации.
«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления.
Формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации 1
Содержание 3
Введение 4
Глава I. Становление и развитие системы местного самоуправления в России 6
Глава II. Современная модель местного самоуправления в России 15
Заключение 27
Список использованной литературы 29
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих
Кафедра государственно-политического
управления
Реферат по Истории
государственного управления в России
Екатеринбург
2006
Содержание
Введение
Местное самоуправление, муниципальное самоуправление – относительно новые для нашей страны явления и понятия. Процесс становления и развития системы местного самоуправления можно соотнести со становлением нового государства – Российской Федерации.
«Под
местным самоуправлением
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
По
своей природе местное
Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Цель данной работы, опираясь на законы и научные источники, проследить весь нелегкий путь становления системы местного самоуправления в современной России.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи: обоснование исторических предпосылок формирования модели местного самоуправления в России; анализ организационно-правовых, экономических основ современной модели местного самоуправления в России; рассмотрение системы местного самоуправления в Свердловской области.
Предметом исследования является существующая модель местного самоуправления в России.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается исторический процесс формирования системы местного самоуправления Российской Федерации, во второй главе идет анализ современной модели местного самоуправления России.
Для написания работы использовались различные источники: учебная литература, нормативно-правовые акты, ресурсы сети Интернет.
Глава I. Становление и развитие системы местного самоуправления в России
Начнем исследование с краткого исторического обзора становления «местного самоуправления». Понятие «местное самоуправление» в современном Российском государстве имеет сравнительно короткую историю. Институт местного самоуправления не был закреплен ни в Конституциях 1937 и 1978 годов, ни в законах о местных советах народных депутатов.
Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о городских Советах". Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.
Полностью самоуправление не могло вступить в свои права к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.
С начала времен "хрущевской оттепели" местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.
Становление и утверждение в современной России местного самоуправления происходит достаточно сложно. Можно выделить несколько этапов этого процесса. Первый этап охватывает период с 1988-1993 годы, второй этап – 1993-1995 гг., третий этап – начался с принятия 28 августа 1995 года ФЗ № 154 и продолжается с вступлением в силу ФЗ № 131 1 января 2006 года. Теперь расскажем поподробнее о каждом из них.
В 1985-1990 гг. появилось множество публикаций на тему о социалистическом местном самоуправлении народа. В них самоуправление понималось предельно широко и объемно, как социальный феномен, охватывающий все сферы жизни общества. Самоуправление в советах, общественных организациях, трудовых коллективах, в союзных и автономных республиках, на местном уровне рассматривалось как составная часть единой системы социалистического самоуправления народа. Были попытки трактовать деятельность местных Советов как «местное самоуправление».1 Местные Советы народных депутатов, несмотря на все громкие слова об их народном характере, самостоятельности, демократичности, на деле во многом являлись лишь «агентами», нижним звеном центральной власти на местах, не имели никакой самостоятельности2.
Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»3. С этого времени понятие «местное самоуправление» прочно входит в научный оборот и нормативно - правовые акты. То есть, местное самоуправление, можно сказать, что свое начало ведет с союзного Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Именно этот Закон положил начало процессам реформирования местных органов государственной власти, закрепил понятие и принципы местного самоуправления, характер взаимосвязей представительных и исполнительных органов, финансовую и экономическую основу, а также гарантии и ответственность местного самоуправления. Закон СССР 1990 г. заложил фундамент для постепенного реформирования местных органов власти Советского государства в органы местного самоуправления на этапе перехода к демократическому его типу. Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.
Однако этот потенциал Закона востребован не был. Причиной тому послужил ряд обстоятельств. Во - первых, новые управленческие отношения встретили определенное противодействие со стороны аппарата местных органов, привыкшего работать в рамках сложившихся стереотипов. Во - вторых, власть сама оказалась не готовой предоставить местному самоуправлению провозглашенную самостоятельность. Всего лишь через несколько месяцев после принятия Закона 1990 г. одно из наиболее радикальных его положений о ликвидации двойного подчинения местных исполнительных органов и подотчетности их только одноуровневым Советам было отменено. Вертикальные управленческие отношения и взаимосвязи были восстановлены в прежнем виде.
В современной России институт местного самоуправления возник с принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»4, в ст. 1 которого местное (территориальное) самоуправление определялось как система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов в составе РСФСР.
Становление и развитие института местного самоуправления в РФ с 1991 года до настоящего времени можно охарактеризовать в целом как последовательное утверждение российским (федеральным) законодателем концепции негосударственной природы местного самоуправления.
Следует отметить, что в Российской Федерации Закон “ О местном самоуправлении в Российской Федерации” (1991 г.) стал единым для всей республики актом прямого действия. Он продолжил линию на развитие тех концептуальных взглядов на самоуправление, которые больше отвечали некоей идеализированной модели местного самоуправления, основанной на требовании разделения властей, опыта российских земств, зарубежных муниципальных систем, практики их правового регулирования. В случае поэтапного развития местного самоуправления в России и сохранения на определенный период руководящего воздействия на органы местного самоуправления со стороны краевых, областных, республиканских органов последствия централизации управления могли бы быть значительно нивелированы широким развитием форм непосредственной демократии, вовлечением населения в практические дела местного значения. Этот процесс был бы актуален еще и потому, что без развитости форм прямого народоправства ни о каком коренном, быстром становлении местного самоуправления и речи быть не может.
Однако исполнители Закона 1991 г. избрали путь активных преобразований жизни на местах, несмотря на опасность потери управляемости процессами местной жизни. Негативная сторона указанных процессов проявилась почти сразу же, на несколько месяцев выбив из нормального рабочего ритма местные органы. Имеется в виду конфликты между представителями Советов и главами местных администраций. Известны также отрицательные последствия и местной приватизации. Фактический разгром складывающихся институтов местного самоуправления произошел осенью 1993 г., когда были упразднены представительные органы на местах и внесены существенные изменения в Закон о местном самоуправлении, которые сводились к концентрации всей власти на местах в руках местных администраций. Лишь после принятия Конституции РФ в 1993 г. начался процесс постепенного восстановления позиций местного самоуправления, формирования местных представительных органов.
Первым этапом становления этой концепции в российском законодательстве явилась так называемая «реформа 21 апреля 1992 г.» - внесение в ст. 85 Конституции Российской Федерации - России изменений, в соответствии с которыми местные советы народных депутатов - районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские были исключены из единой системы представительных органов государственной власти в РФ.
На втором этапе, началом которого явилось принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, концепция негосударственной природы местного самоуправления приняла в российском законодательстве завершенный вид5.
Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепила в качестве основ конституционного строя следующие положения:
Признание государством местного самоуправления означает признание объективно существующих особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.
Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, но осуществляющие публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой народ осуществляет свою власть в том числе через органы местного самоуправления.
Информация о работе Формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации