Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 435.67 Кб (Скачать)

     В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению вопроса федеральное правительство.

     Международная интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой общества. Существуют основные моделей в мировых интеграционных процессах, в частности перечислим  модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов): Европейский союз (ЕС), Андская группа (Латинская Америка), Карибский "общий рынок" (Латинская Америка), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

     После распада СССР перед союзными республиками со всей остротой встала проблема определения характера и форм их взаимоотношений в новых условиях. Почти до середины 90-х годов интеграция осуществлялась на основе структур созданного в 1991 г. Содружества Независимых Государств. Содружество независимых государств (СНГ) -- межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР -- РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.).

     С 1994 г. начался новый этап в его развитии. В результате на территории бывшего Советского Союза была сформирована многоуровневая интеграционная система, состоявшая из «СНГ-12», «тройственного союза» Казахстана, Киргизии и Узбекистана, «союза четырех» (России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), «союза двух» (России и Белоруссии) и, кроме того, из ряда других многосторонних и двусторонних соглашений между членами СНГ.

     В основе этого процесса лежал целый ряд объективных и субъективных факторов. Прежде всего, это значительно большие, чем в других существующих ныне международных интеграционных различия по географическому расположению, уровню экономического и культурного развития, религиозной принадлежности. Ни в одном региональном интеграционном союзе его участники не удалены друг от друга на такие огромные расстояния в тысячи километров, как, скажем, Украина и Туркмения, Белоруссия и Киргизия или Армения от Казахстана и Таджикистана.

     Другим важным фактором, оказавшим серьезное влияние на создание многоуровневой системы интеграции в СНГ, являются различия в характере и темпах осуществляемых в бывших советских республиках преобразований, в понимании механизма и социальной направленности проводимых реформ, в правовых нормах социальной защиты и традициях населения. Необходимо учитывать и то, что исторические, культурные и религиозные ценности народов, проживающих в евроазиатском пространстве, и их менталитет носят на себе отпечаток своего рода промежуточной, полузападной и полуазиатской цивилизации.

     Серьезным сдерживающим фактором на пути объединения стран СНГ в эффективно действующий союз являются также различия в их подходе к вопросу о государственном суверенитете. Опасаясь определенного ограничения суверенитета, члены СНГ придерживаются неоднозначных позиций по вопросу создания совместных наднациональных органов Содружества и делегирования им части своих суверенных прав.

     Таким образом, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав России и других стран СНГ, сложность их исторического развития, различия в социально-экономическом уровне, в психологии и политической позиции элит и разных групп населения, они избирают собственную (естественно с учетом мирового опыта) модель развития интеграционных процессов, адекватную своеобразию и специфическим особенностям национальных интересов. Отражением этой тенденции и стала сформировавшаяся в постсоветском пространстве в 90-е годы многоступенчатая интеграционная система.

     Тема расширения Европейского Союза, его внутренние реформы, взаимоотношения «старых» и «новых» членов ЕС, являются одними из самых популярных тем не только многочисленных заседаний политиков, конференций аналитиков, но и предметом спора для практиков, политиков и ученых. Процесс формирования новой политической и экономической архитектуры проходит на достаточно пестром фоне, основными элементами которого являются:

  •     новый контекст международной системы безопасности после 11 сентября 2001 г., конфликтов в Афганистане, Ближнем Востоке, между Индией и Пакистаном и т.д.;
  •     ревизия понятия «суверенитет» в контексте глобализации и функционирования многочисленных международных политических и экономических организаций; глобализация мировой экономики;
  • интенсификация реформ в рамках самого ЕС и неопределенность того, куда, собственно, будут вступать новые члены;
  • интенсификация сопротивления относительно бедных стран ЕС и нетто-доноров ЕС (в первую очередь, Франции) попыткам пересмотра и реформ существующей финансово-бюджетной политики;
  • не определенность евро, а также способность существующих в рамках ЕС механизмов регуляции дефицита бюджета, внешнего долга и других обязательных параметров единой экономической политики;
  • растущее идеологическое и торговое противостояние США и ЕС, несмотря на членство основных стран в ВТО, «Большой восьмерке», ОЭСР и т.д.;
  • неспособность ВТО, которая объединяет уже 140 стран, создать реальную мировую зону свободной торговли, очевидный кризис системы принятия решений в рамках данной организации и отсутствие эффективной системы исполнения решений суда ВТО по торговым спорам;
  • идеологический и научный кризис основных международных политических организаций мира - ООН, МВФ, Всемирного банка;
  • интенсификация попыток как стран-членов ЕС, так и аппликантов переложить решение внутренних проблем, в первую очередь, структурных (рынок с/х производства, добывающая, в первую очередь, угольная и тяжелая промышленность) и рынка труда на Брюссель и наднациональные органы.

     У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Современный Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.

     В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь.

     В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

  1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов и др.).
  2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями.
  3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. К функциям  относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции,
  4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
  5. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).
  6. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов
  7. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале.

       Таким образом, можно сделать вывод, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

     Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

     Унитарное государство бывает централизованным и децентрализованным.

     Федерация бывает территориальная и национально-территориальная. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире. 
 
 

     4 Политический режим. Виды режимов и их признаки 

     «Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования. Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами “власть” управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам».22

     Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:

     - степень участия народа в механизмах формирования политической власти,;

     - соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

     - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

     - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

     - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

     - тип политического поведения; характер политического лидерства;

     - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

     - политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

     - меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

     Исходя из указанных критериев, западные политологи и юристы предлагают различные классификации политических режимов.

     «М. Дюверже, например, выделяет следующие режимы: либеральный и авторитарный; демократический, автократический, смешанный; монократический (диктаторский), режим директории (коллективное правление), комбинированный.

     Однопартийный режим он отождествляет с диктатурой, при которой имеются псевдопарламенты, проводятся псевдовыборы, многопартийный -- с либеральным режимом. М. Дюверже классифицирует режим в зависимости от характера партий (массовые, элитарные), их уставов (свободные, жесткие). Он различает также революционный и консервативный диктаторские режимы».23

     Существуют и другие классификации политических режимов.

     В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

     «Демократический режим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством».24

     Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

     - провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

     - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

     - предполагается существование правового государства и гражданского общества;

     - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

     - силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

     - доминируют методы убеждения, компромисса;

     - гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

     - политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

     - реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Информация о работе Форма (устройство) государства