Форма (устройство) государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 435.67 Кб (Скачать)

     Наиболее простой из перечисленных форм и в то же время наиболее распространенной является унитарное государство.

     «К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета».17

     То есть унитарное государство - это единое государство, состоящее, из административно-территориальных единиц (районов, областей, провинций и т.д.).

     Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы;       на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство;    
  • единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика);      
  • его составные части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);
  • если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия;
  • все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене. То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности.

     По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть: централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Либо децентрализованным, если местные органы, полностью избираются населением.

     Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.).

     Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

     Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

     «Федерация - это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации».18

     «Выделяют наиболее общие черты, характерные для большинства из них федеративных государства:

  1. территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
  2. верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
  3. субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  4. существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; в ряде случаев устанавливается двойное гражданство;

    основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях».19

     Различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного государства; договорные - образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации и составляющих ее субъектов).

     В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить: территориальные (союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные. 

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

  1. центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.
  2. субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  3. конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
  4. управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.  

     Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения.

     Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  1. субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения;
  2. национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
  3. все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
  4. высшие государственные органы формируются из представителей субъектов;
  5. в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

     Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.

     Открыв основной закон государства, в статье первой конституции РФ, находим, что "Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство…".

     Из этого следует, что обозначение Российского государства в качестве федеративного показывает форму его государственного устройства, отличного от устройства государства унитарного типа (понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, включая только местное самоуправление.

     Эта форма государственного устройства также имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Россия есть единое государство, состоящее из территориальных структурных единиц, обладающих самостоятельностью в определенных конституцией рамках и наделенных совокупностью прав, образующих их правовой статус.

     Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов (государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ, равноправии субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти), обусловленных ее демократической сущностью. 

         «Конфедерация - союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.)».20

     «В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств - членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования». 21

     Кроме того, они обладают правом выхода из союза. Некоторыми чертами и признаками конфедерации обладают СНГ (Содружество Независимых Государств), ЕС (Европейский Союз), ООН (Организация Объединенных Наций), НАТО (Организация Североатлантического Договора) и др.

     Появилась также новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств.

     Содружество государств -- представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни.

     В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы для координации действий государств. Денежные средства могут объединяться добровольно и в размерах, которые государства сочтут необходимыми. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию.

     Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов- государств), надгосударственные органы.

      Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства.

      Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются федеративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

      В одном случае модель будет достаточно простой, если центральное правительство выступает арбитром, координирующим региональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (например, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими программами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или национальной автономии, следует усилить собственную власть, учитывая национальные и этнические особенности, требуется контролировать последствия возможных конфликтов.

      Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В таких  «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративного государства.

      Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоятельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизирующими последствиями, особенно при такой форме государственного устройства, которая рассматривает центр в качестве единственного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.

Информация о работе Форма (устройство) государства