Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.
Наиболее простой из перечисленных форм и в то же время наиболее распространенной является унитарное государство.
«К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета».17
То
есть унитарное государство - это единое
государство, состоящее, из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть: централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Либо децентрализованным, если местные органы, полностью избираются населением.
Унитарные
государства бывают простыми и сложными.
Простое унитарное государство состоит
только из административно-
Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.
«Федерация - это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации».18
«Выделяют наиболее общие черты, характерные для большинства из них федеративных государства:
основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях».19
Различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного государства; договорные - образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации и составляющих ее субъектов).
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить: территориальные (союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения.
Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.
Открыв основной закон государства, в статье первой конституции РФ, находим, что "Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство…".
Из этого следует, что обозначение Российского государства в качестве федеративного показывает форму его государственного устройства, отличного от устройства государства унитарного типа (понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, включая только местное самоуправление.
Эта форма государственного устройства также имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Россия есть единое государство, состоящее из территориальных структурных единиц, обладающих самостоятельностью в определенных конституцией рамках и наделенных совокупностью прав, образующих их правовой статус.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов (государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ, равноправии субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти), обусловленных ее демократической сущностью.
«Конфедерация - союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей (оборона, решение сложных технических задач и т.д.)».20
«В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств - членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования». 21
Кроме того, они обладают правом выхода из союза. Некоторыми чертами и признаками конфедерации обладают СНГ (Содружество Независимых Государств), ЕС (Европейский Союз), ООН (Организация Объединенных Наций), НАТО (Организация Североатлантического Договора) и др.
Появилась также новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств.
Содружество государств -- представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы для координации действий государств. Денежные средства могут объединяться добровольно и в размерах, которые государства сочтут необходимыми. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию.
Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов- государств), надгосударственные органы.
Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства.
Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются федеративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.
В одном случае модель будет достаточно простой, если центральное правительство выступает арбитром, координирующим региональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (например, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими программами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или национальной автономии, следует усилить собственную власть, учитывая национальные и этнические особенности, требуется контролировать последствия возможных конфликтов.
Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В таких «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уникальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целостности федеративного государства.
Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоятельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизирующими последствиями, особенно при такой форме государственного устройства, которая рассматривает центр в качестве единственного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.