Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие формы (устройства) государства, ее структуру;
проанализировать формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития;
проанализировать государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация;
исследовать понятие политический режим. Виды режимов и их признаки.
Несмотря
на свои различающиеся характерные особенности,
форма всех существующих государств, особенно
современных, имеет общие признаки, что
позволяет дать определение каждому элементу
формы государства. Только
раскрыв содержание каждого из этих элементов,
можно получить представление о том, что
же такое форма государства.
2
Форма правления: монархия, республика,
их виды, тенденции развития
Термин «форма правления» содержится во многих конституциях стран мира. Форма правления в основном определяется правовым положением высших органов государственной власти. Она включает структуру, порядок создания и принципы деятельности высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними с учетом разграничения их полномочий.
«Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Норвегия, и т.д.»10
Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
«Классифицируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что подразделение форм на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм правления проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства».11
Монархическая форма правления - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах. В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства.
Существует современное определение термину монархия. «Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет». 12
Выделяют признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения.
На современном этапе развития общества и государства в силу тех или иных особенностей различаются монархии двух видов:
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. «В его руках находится законодательная (он издает законы), исполнительная и судебная власть. Даже если в системе государственных органов власти есть представительное учреждение -- парламент, власть последнего номинальна. Однако характерным для абсолютной монархии является именно отсутствие представительных учреждений и какого-либо контроля за управлением. Сегодня эта форма правления встречается редко. Наиболее приближены к ней Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты».13
В конституционной монархии власть главы государства ограничена, поскольку наряду с монархом в осуществлении верховной государственной власти по букве конституции участвует представительное учреждение -- парламент. В эксплуататорском государстве эта форма правления возникает в результате политического компромисса.
В зависимости от правового положения монарха различаются дуалистическая и парламентарная форма конституционной монархии.
«Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху».14
При
ограниченной монархии дуалистическая
монархия представляет форму правления,
которая возникает в переходные периоды
развития общества, в частности, когда
класс феодалов уже не в состоянии безраздельно
господствовать, а буржуазия настолько
слаба, что не в силах взять всю полноту
власти в свои руки. В результате возникает
политический компромисс между феодалами
и буржуазией. Монарх при этом выражает
преимущественно интересы феодалов, а
парламент представляет интересы буржуазии
и других слоев населения. Подобная форма
в прошлом существовала в Российской Империи
(1905-1917), Австро-Венгрии, Италии, Румынии;
в настоящее время - в Марокко, Иордании,
Кувейте и некоторых других странах арабского
мира.
«Парламентарная монархия отличатся тем, что в руках монарха находятся ограниченные полномочия (право помилования, награждения, представительство государства в международных отношениях и т.п.), а фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством. Парламент принимает законы и обладает контрольными полномочиями по отношению к правительству. При этом парламент и правительство неответственны перед монархом. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте, хотя формально состав правительства утверждается монархом. Типичным примером
государства с такой формой правления является Бельгия».15
Парламентарная монархия существует и в ряде других развитых стран (Великобритания, Дания, Швеция, Япония и др.). В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан - феномен, религиозный лидер является главой государства - «Государство в государстве»).
Определенными разновидностями монархии являются сословно- представительная и выборная монархия.
Сословно-представительная монархия характеризуется распределением власти между монархом и представительным органом власти, при этом ни один из них не обладает всей полнотой власти.
В отличие от классической монархической формы правления, характеризующейся передачей верховной власти в порядке престолонаследия, в выборной монархии глава государства - монарх - избирается на определенный срок. В выборной монархии, таким образом, наблюдается определенное сочетание признаков монархической и республиканской форм правления (Малайзия).
В отличие от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство.
«Республика -- форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости.»16.
Признаки республики: выборность власти, ограниченность срока полномочий власти, зависимость от избирателей.
В зависимости от оснований классификации республики могут быть аристократическими или демократическими. Аристократическую республику характеризует такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит представителям привилегированного сословия (родовой знати).
В основе организации власти демократической республики лежит идея народного суверенитета (признание народа -- единственным источником власти), декларирование и конституционное закрепление широких демократических прав и свобод граждан, равенства граждан перед законом, всеобщего избирательного права, а также выборность представительных органов государственной власти.
Исторически сложились три основные разновидности демократической республики: президентская, парламентская и смешанная (иногда эту форму называют полупрезидентской).
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Президент лишен права роспуска парламента и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Классической президентской республикой являются США.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики - эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Особенности этой формы правления заключались в том, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.
Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.
В основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики (Заир, Малави).
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Если
в качестве критерия рассматривать положение
главы государства, то формы правления
подразделяются на монархии и республики.
В свою очередь монархии бывают абсолютные
и ограниченные (конституционные). Среди
республик выделяют: президентскую, парламентскую
и смешанную.
3
Государственное устройство: унитаризм,
федерация, конфедерация
Теория
государства выделяет несколько видов
территориального (национально-государственного
и административно-