Форма правления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
• описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Форма правления как разновидность формы государства 6
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления 6
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация 11
Глава 2 Развитие форм правления в России: прошлое, настоящее, будущее 16
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии 16
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее 23
Заключение 33
Литература 37
Приложение А 39

Работа содержит 1 файл

форма правления в РФ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства [6, с.105].

Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принцип разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти.

При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного правительства.

Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов.

Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий.

Положение президента в парламентской  республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр. Чисто парламентарных республик в мире немного – Германия, Италия, Индия.

В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой – Соединенные Штаты Америки, Россия. В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан.

Главным признаком президентской  республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Смешанная республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, неизвестных ни одному из рассмотренных типов республики черт.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии (до 2000 г.), Перу, Шри Ланке, Казахстане.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

Характеризуя республиканскую форму правления, нельзя не отметить республики советского типа. Несмотря на то, что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы  правления данного типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов, формируемых по классовому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

Монократические республики - в ряде республик центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в странах Тропической Африки, Корейской Народно-Демократической Республике с 1972 г., Гаити - при Дювалье), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и др.

Роль представительных и судебных органов в этих странах  невелика, а практически вся полнота  власти сосредоточена в руках  единоличного лидера. Отдельные страны возглавляются пожизненным президентом, фюрером или иным руководителем, в других - президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии, а в некоторых странах лидер партии может даже не занимать официально никаких постов.

В некоторых африканских  и латиноамериканских странах президенты пришли в свое время к власти в  результате военных переворотов. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, на практике их избрание предопределено заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находятся под контролем государства, а реально - под контролем правящего лидера и достаточно узкой политической группировкой, сплотившейся вокруг него; значительная часть избирателей в силу господства определенного типа политической культуры воспринимают выборы как некий ритуал, где все роли заранее расписаны, и не понимают реального значения функции выборов. По форме правления такие республики относятся к монократическим [8, с.256].

Республика как форма  правления сопровождается рациональным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах, республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите права и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе [11, с.137].

 

Глава 2 Развитие форм правления в России: прошлое, настоящее, будущее

2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии

 

Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной властей, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии – самодержавие. Все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами. Образ власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.

В правление Петра I (1696-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.

Петр I стал одним из первых государственных реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.

Подвергая все стороны социальной и политической жизни детализированной регламентации с помощью законов различного объема и направленности в виде указов, регламентов, артикулов, царственный реформатор нередко мало считался с результативностыо подобных новшеств и, тем самым, заранее мирился со слабой эффективностью реформ при всей их актуальности и назревшей необходимости.

Западноевропейская составляющая реформ впоследствии будет пронизывать обновленческие программные замыслы многих царствующих особ - Екатерины II, Павла I, Александра I и Александра II, вплоть до конституционных законов начала XX столетия в царствование Николая I, смирившегося с созданием парламентско-представительного собрания в виде Государственной думы.

Однако заданная еще Петровскими реформами оторванность правящего класса от остальной части общества и внешний кризис в виде непопулярной и обременительной войны ускорили падение самодержавной монархии, расчистив путь вначале нежизнеспособному республиканскому либерально-демократическому режиму, а затем более удачливому большевистскому режиму, отмеченному утопизмом, враждебностью к прежним правящим классам и новой техникой политического деспотизма.

К положительным результатам Петровских новаций следует отнести формирование требований по соблюдению законности. Место обычая и традиции начинает занимать закон. Идею законности в государстве воплощает в своей деятельности монарх как носитель государственного интереса и одновременно как глава законодательной, исполнительной, судебной и вдобавок церковной политико-организационной деятельности. В уточненной присяге монарха проводилась идея договорного происхождения власти и провозглашалось, что «власть существует в интересах государства и для государства» [12, с.560].

Итак, абсолютная монархия – это  форма правления, для которой  характерно максимальное сосредоточение светской и духовной жизни в одних руках. Ей свойственно: наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата; ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений; наличие постоянной армии; победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние в стране. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Абсолютная монархия в России была оформлена в первой четверти XVIII в. в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шел процесс отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя канцелярия – учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла.

По указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенат. В 1714 г. этот порядок изменился – вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките.

После смерти Петра 1 прокуратура пришла в упадок и возвысилась снова только при Екатерине II. В Учреждении для управления губерний 1775 г. в губерниях назначались прокуроры и стряпчие казенных и уголовных дел, которые вместе с генерал-прокурором «смотрят и бдение имеют о сохранении всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти, установлений, интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».

В правление Екатерины II для возобновленной кодификационной (Уложенной) комиссии был написан «Наказ» (1766), в котором сформулированы новые представления о системе и роли законодательства. Новые представления о системе законодательства сводились к следующему: законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, они могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Одним из фундаментальных обновлений в области управления стала губернская реформа, нацеленная на разукрупнение административных делений. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Земский суд в составе исправника и двух заседателей также избирался. В городах учреждена была должность городничего (в столице обер-полицмейстера).

Информация о работе Форма правления в Российской Федерации