Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• раскрыть понятие и многообразие форм государства и форм правления, их классификацию;
• описать сущность формы правления в имперской России – от абсолютной до конституционной монархии;
Введение 3
Глава 1 Форма правления как разновидность формы государства 6
1.1 Понятие и многообразие форм государства и форм правления 6
1.2 Республиканская форма правления: понятие, признаки, классификация 11
Глава 2 Развитие форм правления в России: прошлое, настоящее, будущее 16
2.1 Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии 16
2.2 Форма правления в Российской Федерации: настоящее и будущее 23
Заключение 33
Литература 37
Приложение А 39
СОДЕРЖАНИЕ
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А.Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» [14, с.135].
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные формы.
Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.
Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства, в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства избирались полноправными гражданами Афин. В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично, ограниченным числом лиц или населением.
Следует отметить, что категория «форма правления» стала предметом внимания отечественных ученых еще до революции 1917 г. (Н.М.Коркунов, П.А.Сорокин, Л.А.Тихомиров, Б.Н.Чичерин, Г.Ф.Шершеневич), а затем получила закономерное продолжение в трудах советских и российских ученых, посвященных проблемам общей теории государства и права, конституционного права и других отраслевых наук (С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, М.В.Баглай, Ф.М.Городинец, А.И.Денисов, В.И.Ефимов, И.П.Ильинский, М.П.Карева, А.Д.Керимов, Д.А.Керимов, А.А.Котенков, А.В.Малько, Л.А.Окуньков, Л.П.Рожкова, В.А.Рощин, Б.А.Стародубский, Б.А.Страшун, Ю.А.Тихомиров, А.А.Тихонов, Б.Н.Топорнин, В.Н.Хропанюк, В.Е.Чиркин и др.).
Несмотря на то, что вопросы формы правления неоднократно исследовались, до сегодняшнего дня не существует работы, в которой были бы затронуты все аспекты данной проблемы, осмыслены существующие точки зрения ученых.
Многие вопросы не изучены в достаточной мере, а некоторые носят исключительно постановочный характер. Проблемы института государственного правления в теоретическом и практическом плане изучены недостаточно полно, что отнюдь не умаляет бесспорной ценности трудов вышеуказанных авторов.
Цель курсовой работы - проанализировать исторические аспекты формы правления в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
Объектом исследования является теоретические аспекты формы государственного правления.
Предмет исследования – Российская Федерация как республиканская форма правления.
Правовой основой являются: научная и учебная литература, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
Вопросы, касающиеся понятия, роли и особенностей форм государства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова и его форма. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.
При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства были выдвинуты десятки различных теорий о форме государства. Предполагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древне Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.
Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является аристократия.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом направлении изменять свою форму.
Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, народную власть – демократию.
Целые учения и отдельные идеи, касающиеся формы государства, развивались не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в других странах, причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития цивилизации, но и во все последующие столетия.
Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятиях, видах и содержании формы государства. Имеются самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Традиционно для отечественного государствоведения 60-70-х гг. было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика».
Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти, их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
В современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии проявляются черты республики, а в республике складываются монархические элементы, создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку [8, с.166].
Исследуя формы правления как одну из разновидностей форм государства, следует руководствоваться сложившимся и практически подкрепленным представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же она принадлежит коллективному выборному органу.
Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий.
Количественный критерий классификации форм государства является далеко не совершенным, слишком внешним.
Он не дает возможности провести четкую грань в ряде случаев между монархической и республиканской формами.
Следует заметить, что предостережения в отношении ущербности количественного критерия классификации форм правления постоянно следовали и от многих других авторов. Так, еще Платон пытался свести различие форм правления к различию трех добродетелей – мудрости, мужества и умеренности. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которой олицетворяется верховная власть, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием такие, как общая польза, благо и интерес.
В более поздний период Монтескье, используя в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии и страх – в основе деспотии.
Помимо названных критериев в юридической литературе довольно широко применялись так называемые юридические критерии. Так, Ф.Кистяковский в своих «Лекциях по общему государственному праву», изданных в 1912 г., всячески подчеркивал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя этой власти» [9, с.298].
Указывая на то, что «обыкновенно отличительным признаком монархической власти считают наследственность ее монарха, а отличительным признаком высшей правительственной власти в республике – ее выборность». Кистяковский в то же время вполне справедливо утверждал, что многие теоретики государства и права не разделяют данную точку зрения. Основная причина этого заключается в том, что история знает не только наследственные, но и выборные монархии.
Данные критерии имеют относительный и к тому же формально-юридический характер, поскольку в реальной жизни иногда бывает все наоборот.
Однако, тем не менее, они довольно широко использовались раньше в процессе классификации форм правления как дополнительные критерии.
Классифицируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что подразделение форм на монархию и республику является исторической первой и самой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни, та и другая выступают в истории как основные формы организации и жизни государства.
Глубокое и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует изучения их не вообще, а применительно к конкретным условиям жизни общества и государства; дальнейшего подразделения основных форм правления на отдельные виды и подвиды.
Республика – государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы, имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение согласно закону.