Форма правления в России: Общее и особенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государствоведения в целом. Действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом определяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Поэтому очевидно, что форма правления является одним из важнейших элементов формы государства. От того, насколько четко урегулирован данный механизм, зависит итог предпринимаемых российским действий по преодолению социально - экономического кризиса. На основе знаний о распространенных в мире моделях правления можно составить представление о современном состоянии государственности в целом, а также выявить тенденции ее изменения и дальнейшего развития.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма государства: понятие, структура………………………………….6
Форма правления, как элемент формы государства……………………..8
Формы правления в России……………………………………………….11
Глава 2. РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности ………………………...15
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности……………………….19

Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы..............

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.73 Кб (Скачать)

     Также к нетипичной форме правления  относится социалистическая республика.

     Социалистическая  республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран  в результате социалистической революции  и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом.

     Особенностями социалистической республиканской  формы правления являются:

     Соединение  высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

     Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной  власти;

     Сочетание экономического, социально-политического  и культурно-воспитательного руководства  общественной жизнью в едином государственном  механизме, что позволяет государственной  власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение  материальных и духовных благ в масштабе страны, причем всей;

     Создание  необходимых условий для обеспечения  руководящей роли рабочего класса и  его партии в общественной и государственной  жизни;

     Отрицание идеи разделения властей.

     Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной  формой диктатуры пролетариата.

     Парижская коммуна считается исторически  первой формой диктатуры пролетариата. Она реализовала принцип всеобщего  и равного избирательного права, полностью разрушила старый государственный  аппарат, заменив его новым. Подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала  буржуазный парламентаризм и связанную  с ним теорию разделения властей.

     Республика  Советов – разновидность социалистической формы правления, возникшая в  новых исторических условиях в России. Теоретически основы советской республики разработал В.И. Ленин. В республике Советов Ленин видел однотипную с парижской коммуной форму организации власти и выделял следующие ее признаки:

     Слои  старого буржуазного государственного аппарата и образование таких  органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной  силой рабочих, крестьян;

     Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государственного строя, совмещение в них функций законодательной  и исполнительной власти;

     Руководящая роль в организации государственной  и общественной жизни страны принадлежит  партии рабочего класса, которая определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

     Народно-демократическая  республика как форма государственного правления возникает после второй мировой войны. По структуре и  характеру власти она мало чем  отличается от советской формы правления. За исключением незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити государственной  и общественной жизни находятся  в руках партократии. В странах  народной демократии декларативно провозглашались  верховенство представительных органов, народный суверенитет. 19 В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной  верхушкой, которая проводила в  жизнь антидемократическое управление.

     Все сказанное позволяет сделать  следующие выводы:

     Институт  монархии – это феодальный пережиток, а для некоторых стран –  пережиток еще более давних времен. Но использование данной формы правления  в той или иной стране имеет  конкретный характер. Сам монарх может  выступать и с реакционных  позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную  власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала  конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

     Смешанные «гибридные» формы современной  государственности создаются для  устранения негативных проявлений. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически  утрачиваются различия между монархией  и республикой.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Проведенное исследование формы правления позволило  сформулировать следующие выводы.

     Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию  высших органов государства, территориальное  устройство государства, приемы и методы осуществления государственной  власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления  только какой-то один элемент, о строгой  взаимосвязи между формой государства  и его содержанием не будет.

     Форма правления – это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности. В  понятие «форма правления» есть все  основания включить отношения между  государством и населением, между  высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются  все эти отношения. Форма правления  имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

     Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что  она является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме  правления. В России (пока что без  изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.

     Монархия  – это форма правления, при  которой во главе государства  стоит единоличный монарх, который  занимает престол по наследству юридически бессрочно и не несет ответственности  перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит  органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит  власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных  перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов  и т.п.), ему принадлежит право  вето и право неограниченного  роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства  министры зависят от вотума доверия  парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распуская парламент. Повеление  монарха приобретают юридическую  силу лишь будучи контрассигнованными  соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно  ограниченно.

     Республика  – это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит  выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность  перед парламентом. Президент –  глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это  форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

     Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской  республики не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные  «гибридные» формы правления. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

     Достаточно  широкое распространение и признание  получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские  и полупарламентские республики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Нормативные  правовые акты:

1.1. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Литература:

2.1. Васильев  Д.А. Теория государства и права.  – М., 2007;

2.2. Марченко  М.Н. Теория государства и права.  Курс лекций. – М., 2001;

2.3. Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  – М., 2005;

2.4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005;

2.5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства  и права. – М., 2003;

2.6. Любашиц В.Я.  Теория государства и права.  – Ростов-на-Дону, 2002;

2.7. Летушева  Н.И., Летушева М.В. теория государства  и права. – М., 2005;

2.8. Левакин И.В.  Современная российская государственность:  проблемы переходного периода  // государство и право, 2003 №1;

2.9. Малько А.В.  Теория государства и права:  Учебник.- М., 2005;

2.10. Теория государства  и права. А.В. Малько. – М. 2008;

2.11. Марченко  М.Н. Проблемы теории государства  и права. – М., 2005;

2.12. Мукаев Р.Т.  Теория государства и права.  – М., 2005;

2.13. Нерсесянц  В.С. Общая теория права и  государства. – М., 2002;

2.14. Нерсесянц  В.С. Общая теория права и  государства. – М. 1999;

2.15. Темнов М.Б.  Теория государства и права.  – М., 2004;

2.16. Чиркин В.Е.  Государствоведение. – М., 1999;

2.17. Чиркин В.Е.  Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997;

2.18. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права.  – М., 1995;

2.19.Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008;

Информация о работе Форма правления в России: Общее и особенная