Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:58, курсовая работа
Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государствоведения в целом. Действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом определяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Поэтому очевидно, что форма правления является одним из важнейших элементов формы государства. От того, насколько четко урегулирован данный механизм, зависит итог предпринимаемых российским действий по преодолению социально - экономического кризиса. На основе знаний о распространенных в мире моделях правления можно составить представление о современном состоянии государственности в целом, а также выявить тенденции ее изменения и дальнейшего развития.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма государства: понятие, структура………………………………….6
Форма правления, как элемент формы государства……………………..8
Формы правления в России……………………………………………….11
Глава 2. РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия: понятие, признаки, разновидности ………………………...15
2.2 Республика: понятие, признаки, разновидности……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы..............
Характерной
особенностью дуалистической монархии
является формально-юридическое
При ограниченной монархии дуалистическая монархия представляет форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Российской Империи (1905-1917), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; в настоящее время – в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.
Парламентарная монархия (конституционная) обладает рядом юридических признаков:
Характер власти монарха наследственный и пожизненный;
Монарх лишь формально обладает властью;
Режим взаимодействия законодательной власти (парламента) и исполнительной (правительства) основан на принципе сотрудничества;
Правительство
формируется парламентом и
Монарх юридически безответственен (принцип контрасигнатуры).
Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в чисто личных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.
В
настоящее время
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности
Республика (от лат. Res publika – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
Выборность
главы государства и других верховных
органов государственной
Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
Обязательность
решений верховной
Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.
Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.).
Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.
Современные республики бывают трех видов:
Президентская республика;
Парламентская республика;
Парламентско-
Главное
различие между ними состоит в
юридической ответственности
Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. Impeachment – досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.
Главным
признаком президентской
В
классической парламентской республике
правительство формируется
Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальной главой государства.
Характерной
чертой смешанных (полупризедентских,
полупарламентских) республик является
двойная ответственность
Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Нетипичные формы правления: признаки и механизм функционирования
Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.
«Чистые»
формы правления, как уже отмечалось,
имеют достоинства и
Заимствование
разных элементов внутри одной модели
правления позволяет говорить о
смешанной форме правления, поскольку
сохраняются основные юридически свойства
«чистой формы». Изменяется лишь баланс
законодательной и
Иначе
дело обстоит с теми формами правления,
которые совмещают базовые
В целом следует отметить, что формирование гибридных и смешанных форм правления отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента, но заметно падает значение личностных, конкретно – личностей президента, премьер-министра.
Внутривидовые
заимствования в рамках классической
модели сводятся к поиску баланса
законодательной и
В
полупрезидентской республике, несмотря
на единство и стабильность исполнительной
власти, обеспечиваемые президентом (которые
являются одновременно главой государства
главой исполнительной власти), существует
опасность установления его авторитарной
власти. Отсутствует парламентский
контроль за исполнительной властью. По
этой причине в полупрезиденстких
республиках вводится ответственность
отдельных министров перед
В полупрезидентской республике, напротив, правительство слишком зависит от партийной борьбы, которая при множестве партийных фракций в парламенте не позволяет создать парламентское большинство, а вместе с ним и стабильное правительство. Следовательно, в парламентских системах осуществляется поиск форм, которые ограничивали бы возможность парламента часто отправлять правительство в отставку. Так появилась модель полупарламентской республики, в которой может отправить правительство в отставку, лишь предложив новую кандидатуру премьера, которого поддержит большинство депутатов (так называемы конструктивный вотум недоверия) (например Германия).
Гибридные формы правления модифицируют базовые принципы классических форм. Так появились монархическая республика и республиканская монархия.
Республиканские
монархии стремятся преодолеть такой
недостаток классической монархии, как
недемократичность формирования верховной
власти, которая носит наследственный
и единоличный характер. В целях
повышения легитимности власти правителя
в современных монархиях
В монархических республиках нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, главы государства – президент – приобретает черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным правителем. Разновидностью монархических республик являются президентско-монократические республики, где президенты несменяемы (в КНДР пожизненным президентом стал вождь и учитель корейского народа Ким Чен Ир, объявленный преемником еще при жизни своего отца Ким Ир Сека).
С
президентско-монократическими республиками
не следует смешивать
Информация о работе Форма правления в России: Общее и особенная