Форма правления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов формы правления в Российской Федерации предопределена следующими факторами:
Изменчивостью форм государства и ее видов в современном мире.
Совершенствованием форм правления в России и зарубежных странах.
Слабым уровнем разработанности проблем совершенствования формы правления в мире и современной российской науке.
Цель работы: изучение теоретических и практических положений о форме государств в современном мире, рассмотрение особенностей формы правления в Российской Федерации, нахождение положительных и отрицательных сторон, проблем, обобщение данных о формах правления в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Виды форм государства 6
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Понятие формы правления 11
2.2. Монархическая форма правления 13
2.3. Республиканская форма правления 18
ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 23
3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России 23
3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Форма правления в.2.0.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

      Отстранение президента в порядке импичмента - явление крайне редкое. В результате импичмента президенты были лишены своих  полномочий в Бразилии в 1945 году и  в 1992 году, а также в Венесуэле  в 1993 году.

      Гораздо чаще отстранение президентов происходило  в результате убийства, государственных  и военных переворотов. Так, 35-й  президент США Д. Кеннеди был  убит в 1963 году, президент Чили С. Альенде был застрелен в 1973 году. В результате военных переворотов были смещены со своих постов: в 1976 году - М.Э. Перон, первая женщина-президент Аргентины; в 1984 году - Ж.К. Дювалье, пожизненный президент Гаити. Существуют целые регионы, где государственный переворот - основная форма досрочного отстранения президентов от власти. Так, в Латинской Америке с 1930 по 1970 год из 170 президентов 124 были лишены своих полномочий в результате государственных переворотов.

     Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела довольно крепко закрепиться в современном мире. Нам кажется, что будущее именно за республиканской формой правления, но не за «чистой», а за нетрадиционной ее формой.

       Нельзя не отметить очевидное  обстоятельство: стран, в которых  главой государства является  президент, значительно больше, чем  стран с монархической формой  правления.

     В отличие от монарха президент  получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение  определенного срока, установленного в конституционном порядке. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости. Такого никогда не может быть в случае с монархом.

     Президент в отличие от монарха несет  политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен  от власти в порядке импичмента. Тем самым можно сказать, что  республиканская форма правления, в какой-то степени, более совершенна, чем монархия.

 

ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России

 

     Смешанная республика или ещё ее называют президентско-парламентская отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики16. Для этой цели используются как концепция "рационализированного парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики. Один из наиболее типичных примеров смешанной формы - республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса. Особая разновидность смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики - по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года - формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.

     Для республик смешанного типа правления  характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

     Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

     В смешанной республике имеются следующие  черты, присущие президентской формой правления: президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого – между президентом и избирателями. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.

     Вице-премьеров  и министров президент может  назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил  в парламенте. Премьер-министра он назначает  тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России – Государственной Думы).

     Правительство несет ответственность перед  президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство  в отставку.

          

     Наряду  с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.

     Второй  элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран  такое согласие обязательно.

     Наряду  с совмещением черт президентской  и парламентской форм правления  полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них - особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской.

3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации

 
 

     Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной  власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации. Главным определяющим признаком  такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская  форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства17.

     Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму  правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки:

  • отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
  • создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод;
  • формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и так далее.

     Российской  Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской  и президентской республики. Это  находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при  сохранении ряда типичных признаков  парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения  от власти правительства Федеральным Собранием РФ парламентом) и роспуск парламента Президентом  РФ).

     С момента своего становления в  качестве конституционного государства  Российская Федерация постоянно  движется в сторону усиления черт президентской республики18.

     По  ряду формально-юридических признаков  к республике смешанного типа можно  отнести и Российскую Федерацию.

     Особенностью  формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она  имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции  РФ 1993 года, республика в составе  РФ является государством, имеющим  свою Конституцию и законодательство.

     Федеративный  договор, за которым Конституция  РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными.

     Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из Российской Федерации. Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.

     В Российской Федерации большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.

     Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием  при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и так далее), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

     Отсюда  возникает сложность с определением того, к какой республике все же относится Россия – смешанной  или президентской. Так, например, в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года мы видим отнесение России к смешанной республике, а в выступлениях президентов России мы видим упоминание о президентской республике. Президент России В.В. Путин, в 2007 году, выступая на официальном завтраке, данном от имени Премьер-министра Австралии Джона Говарда говорил: «…у нас не парламентская, а президентская республика». Д.А. Медведев на встрече с представителями Совета по международным отношениям 16 ноября 2008 года, будучи президентом говорил: «…наша Конституция в целом, на мой взгляд, очень удачная. Она современная, она содержит именно тот набор прав и свобод, которые сегодня являются актуальными, современными. Это Конституция президентской республики. А Россия, на мой взгляд, может существовать только как сильная президентская республика. Россия слишком большая, слишком сложная, состоящая из огромного количества субъектов Федерации, многоконфессиональная страна. И ничем другим, кроме как президентской республикой, она, наверное, быть не может. Как, собственно, и Соединённые Штаты Америки могут быть только президентской республикой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Теория  государства и права обладает достаточно широкими сведениями об элементах формы государства, о форме правления в частности. Выработаны определения основных понятий, определены признаки, характерные черты и особенности элементов формы государства. Наука теории государства и права вместе с наукой конституционного права и конституционного права зарубежных стран знает множество классификаций внутренних элементов формы правления, форм государственного устройства, политического режима.

     Политические  отношения не стоят на месте, постоянно развиваются и форма правления под давлением множества обстоятельств должна быть достаточно гибкой и иметь возможность поддаваться изменениям. Экономические, политические и иные обстоятельства могут повлиять на полномочия высших органов власти, и форма правления соответственно также может подвергаться изменениям.

     Российская  Федерация после распада СССР пыталась «позаимствовать» форму правления из США с некоторыми поправками. То есть, по сути, на основе готового образца хотели создать новый гибрид формы правления. Но форму правления нельзя придумать. Она складывается исторически. Надо учитывать не только социальные и экономические, но и исторические факторы.

     В современной науке бытуют два  основных мнения – одни ученые склоняются к тому, что в России смешанная  республика, другие же утверждают президентскую  республику. В настоящее время, изучая как законодательство и доктрину государства нельзя четко выделить форму правления в России, но Конституция  России относится к разряду «гибких» и поэтому когда-нибудь этот спор прекратится. По нашему мнению, политика власти движется по пути президентской республики и полномочия президента как органа государства во многом абсолютны. Это сказывается на некой стабильности, но также ведет к нарушению баланса сдержек и противовесов, установленных Конституций Российской Федерации.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты: 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : [с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, №7-ФКЗ]//Рос.газ. – 2009. – 21 янв. (№7).
 

Научная и учебная литература:

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2003. – 592 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. – М.: ОМЕГА-Л, 2002. – 607 с.
  3. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 2-е изд.– М.: Юристъ, 2005. – 541 с.
  4. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. – М.: Маркет DS, 2010. - 640 с.
  5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежный стран: учебник [Текст] / А.А. Мишин. - М.: Юстицинформ, 2009. - 332 с.
  6. Морозова Л.А. Основы государства и права: учебник [Текст] / Л.А. Морозова. – М.: НОРМА, 2004. – 464 с.
  7. Степанов И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления [Текст] // Конституционный строй России: сборник статей. Вып. 2 Вопросы парламентского права. – М., 1995. – 81 с.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов [Текст] / В.Е. Чиркин; Ин-т гос-ва и права РАН, Академ. правовой ун-т.  – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юристъ, 2005.  – 669 с.
  9. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве [Текст] // Государство и право. – 1994. - № 1. – 127 с.
  10. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право : учебное пособие [Текст] / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 448 с.

Информация о работе Форма правления в РФ