Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:38, курсовая работа
Актуальность исследования вопросов формы правления в Российской Федерации предопределена следующими факторами:
Изменчивостью форм государства и ее видов в современном мире.
Совершенствованием форм правления в России и зарубежных странах.
Слабым уровнем разработанности проблем совершенствования формы правления в мире и современной российской науке.
Цель работы: изучение теоретических и практических положений о форме государств в современном мире, рассмотрение особенностей формы правления в Российской Федерации, нахождение положительных и отрицательных сторон, проблем, обобщение данных о формах правления в мире.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Понятие формы государства 3
1.2. Виды форм государства 6
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Понятие формы правления 11
2.2. Монархическая форма правления 13
2.3. Республиканская форма правления 18
ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 23
3.1. Смешанная форма правления как форма правления в России 23
3.2. Форма правления на современном этапе развития Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права. В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.
Салическая система11 предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии. Австрийская система (в Лихтенштейне) предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства. Кастильская система12 отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол. Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.
Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви. Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол.
Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно.
В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также, если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной - регентом или коллегиальной - регентским советом.
Формальное
и реальное положения монарха
в механизме осуществления
В
монархиях же парламентарных роль монарха
может быть сведена к выполнению
чисто символических, церемониальных
и представительских функций. Конституция
Японии, например, не наделяет императора
ни одним самостоятельным
Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать в формировании правительства. Степень этого участия варьируется в отдельных странах весьма значительно. Наряду с формированием правительства монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих.
Монархи в большинстве рассматриваемых стран обладают определенными нормотворческими полномочиями. Обычно они наделяются правом законодательной инициативы14 и правом вето. В отдельных государствах эти полномочия принадлежат монарху лишь номинально. Например, в Великобритании с 1707 года не было ни одного случая, когда король отказался бы подписать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, то есть воспользовался правом вето.
В
парламентарных и дуалистических монархиях
глава государства обладает правом
роспуска парламента или его нижней
палаты. Реализация этого права существенно
различается в отдельных
Во всех монархических странах глава государства осуществляет представительские и церемониальные функции.
В
современных развитых странах монарх
является большей частью слабым политическим
учреждением, неиграющим существенной
роли в осуществлении
Однако нам кажется, что монархическая форма государственного правления не исчезнет и даже не будет упразднена до "формальной" монархии. Монархий стало намного меньше, в сравнении, например, с XVII веком, но также нельзя забывать, что монарх является главой государства в 1/4 части современных государств. Количество монархий не становится меньше уже несколько десятков лет, кроме того, 17 стран признают британскую королеву в качестве своего главы государства
Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.
Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным на определенный срок органам власти.
В
настоящее время президент
Таким образом, нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.
Президентская
республика представляет собой такую
форму правления, которая, прежде всего,
характеризуется соединением в
руках президента полномочий главы
государства и главы
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей.
Парламентарная
республика характеризуется
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.
Республика характеризуется рядом черт, и прежде всего тем, что в отличие от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном порядке.
Сроки президентских полномочий варьируются: от двух лет в Югославии до семи лет во Франции и Италии. Президент избирается на четыре года в США, Колумбии и ряде других стран, на шесть лет в Австрии, Финляндии, Аргентине, Мексике. Наиболее распространенный срок пребывания президента у власти - пять лет. Пятилетняя президентура установлена в 25 республиках, в том числе в ФРГ, Венесуэле, Израиле, ЮАР.
К
кандидату на пост президента предъявляется
ряд требований. Одним из главных
условий является принадлежность к
гражданству данного
Для кандидатов на пост президента существует возрастной ценз, то есть необходимость достижения определенного возраста: 30 лет - в Венесуэле, 35 лет - в США, Франции; 40 лет - в ФРГ, Греции; 50 - в Италии.
В ряде стран на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию (Алжир, Судан, Тунис, Пакистан).
На
Филиппинах кандидат на пост президента
должен уметь писать и читать на
государственном языке, в Нигерии
- обладать средним, а в Турции - высшим
образованием. Существует и ряд других
условий. Например, в Иране кандидат
на пост президента должен обладать
честностью, правдивостью и необходимыми
для руководства
В зависимости от вида республики, формы государственного устройства, особенностей конституционного строя и национальных традиций различают три основные системы избрания президента.
1. Прямые выборы президента. Избиратели голосуют непосредственно за того иного кандидата на пост главы государства.
2. Косвенные выборы президента. Население избирает особый орган - коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства.
3.
Многостепенные выборы
Голосование происходит, как правило, в несколько туров. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости.15
Во многих странах с республиканской формой правления пост вице-президента отсутствует. В таких государствах предусмотрены иные варианты замещения президента.
В
республиканской форме
Президент
в отличие от монарха несет
политическую ответственность за свои
действия. Он может быть отстранен
от власти в порядке импичмента.
Основаниями для импичмента могут
служить: государственная измена, взяточничество,
сознательное нарушение конституции,
совершение президентом других тяжких
преступлений. Возбуждает дело и формулирует
статьи обвинения нижняя палата законодательного
органа. Верхняя палата - сенат проводит
расследование и выносит