Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 17
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРАВА. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. 26
4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 38
Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:
1.По субъектам их издания:
К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.
Федеральное собрание России издает законы и постановления; Президент—указы. Органы исполнительной власти России издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет министров—декреты и постановления; руководители министерств и ведомств—инструкции, указания, нормативные приказы; местные советы—решения и нормативные утверждения; исполнительные комитеты местных советов—решения, а руководители их управлений и отделов и руководители областных и районных государственных администраций—нормативные приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций—нормативные приказы и инструкции.
2.По сфере действия:
3.По
степени конкретизации
4.По характеру волеизъявления:
5.По отраслям законодательства:
6.По времени действия:
7.По юридической силе:
Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативных актов к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Закон—это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.11
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1.все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний ;
2.законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;
3.никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия—вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
Все законы в России разделяются на три большие группы в зависимости от их юридической силы:
1.Конституционные законы или основные:
Например, Конституция (основной закон) России, закон “О гражданстве”, закон “О президенте России’’, Конституционный Договор между Федеральным собранием России и Президентом от 10.06.1995 г., законы о выборах;
2.Обычные или текущие законы, которые регулируют иные важные общественные отношения:
Например, закон “О статусе судей” от 15 декабря 1992 г., “О предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г.
3.Чрезвычайные законы, которые принимаются в необходимых случаях, предусмотренных Конституцией. Но Россия пока что таких законов не имеет.
По субъектам издания законы в России делятся на:
1.Законы, принятые Федеральным собранием России;
2.Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения, которые не регламентированы законами России и не противоречат Конституции и законам России;
3.Законы АРК (действуют только на территории Крыма).
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно без оснований, указанных в законе.
Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконные нормативно-правовые акты—это такие акты, которые приняты компетентными государственными органами или уполномоченными государством иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом и в порядке его исполнения.
Подзаконных нормативных актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп:
1.акты государственных органов России (Указы Президента, Декреты, Постановления Кабинета Министров, Постановления Государственной Думы России, инструкции и приказы министерств, администраций области, района, предприятий);
2.акты бывшего Президента СССР, Совета Министров по вопросам, которые не урегулированы, и не противоречат законам России;
3.акты АРК;
4.международные
договоры, заключенные и
5.иные подзаконные нормативные акты:
Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать.12
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:
1. с какого времени и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
2. на каку территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в прстранстве);
3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
Действие нормативно-правовых актов—это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.
Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.
Нормативно-
а) с момета, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;
б) с момента принятия
или подписания, указанных, как
правило, в самом нормативно-
в) с момента опубликования нормативно-правового акта;
г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликова ны не позднее 7-дневного срока после их принятия;
д) с момента, когда они
дошли до адресата, что
присуще ведомственным
Нормативно-
а) вследствии окончания обусловленного периода действия;
б) вследствии изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;
в) вследствии отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.
Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается: