Форма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 17
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРАВА. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. 26
4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 38

Работа содержит 1 файл

Формы права.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      Нормативно-правовые  акты  классифицируются  по  разным  критериям:

      1.По  субъектам  их  издания:

  • акты  органов  государства;
  • санкционированные  государством  акты  общественных  организаций;
  • акты  органов  самоуправления;
  • акты  непосредственного  народного  волеизъявления (например, референдума).

      К  данной  классификации  примыкают  и  более  конкретизированные  деления  актов  по  издавшему   их  органу: акты  парламента, правительства, министерства, муниципального  органа  и  т.д.

      Федеральное собрание  России   издает  законы  и постановления; Президент—указы. Органы  исполнительной  власти  России  издают  такие  нормативно-правовые  акты: Кабинет  министров—декреты  и  постановления; руководители   министерств и ведомств—инструкции, указания, нормативные  приказы; местные советы—решения  и нормативные утверждения; исполнительные  комитеты  местных  советов—решения, а  руководители  их  управлений  и  отделов  и  руководители  областных  и  районных  государственных  администраций—нормативные  приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций—нормативные приказы и инструкции.

      2.По  сфере  действия:

  • общеобязательные;
  • специальные;
  • локальные.

      3.По  степени  конкретизации  правовых  норм:

  • общие;
  • конретизирующие.

      4.По  характеру  волеизъявления:

  • правоустанавливающие;
  • правоизменяющие;
  • правопрекращающие.

      5.По  отраслям  законодательства:

  • гражданские;
  • уголовные;
  • гражданско-процессуальные;
  • уголовно-процессуальные  и  т.д.

      6.По  времени  действия:

  • определенно-срочные;
  • неопределенно-срочные.

      7.По  юридической  силе:

  • законы;
  • подзаконные  нормативные  акты.

      Центральным  и  главным  является  подразделение  нормативных  актов  в  соответствии  с  их  иерархической  структурой. В  данной  классификации  основным критерием отнесения нормативных актов к тому  или другому виду  служит  его юридическая сила. Юридическая сила  указывает на  место акта, его значение, его верховенство  или подчиненность, зависит от  положения и роли  органа, издавшего акт, от  конституционных его полномочий  и компетенции, которой он  наделен по  действующему  законодательству. Деление нормативно-правовых  актов на  законы  и подзаконные акты  отражает  не  только  формальную  сторону (верховенство  закона), но  и  особенности  содержания  законов. В  них  содержатся  основополагающие  первичные  нормы, базовые  положения  по  основным  вопросам  государственно-правовой  общественной  жизни.

        Закон—это  принимаемый  в   особом  порядке  и  обладающий  высшей  юридической  силой  правовой  акт, выражающий  государственную  волю  по  ключевым  вопросам  общественной  жизни. Законы  принимаются  в  особом  порядке  высшими  органами  власти  государства  или  непосредственно  народом  в  ходе  референдума. В  них  выражается  суверенная  воля  народа  по  поводу  общественного  и  государственного  строя, принципов  организации  и  деятельности  государственного  аппарата, прав  и  обязанностей  граждан, крупных  вопросов  экономического  и  политического  развития  и  т.п. Хозяйственное  и  культурное  развитие  общества, борьба  с  наиболее опасными  антиобщественными  проявлениями  направляются  в  угодное  обществу  русло  с  помощью  законов. Роль  законов  в  особенности  возрастает  в  период  преобразований  общественной  жизни, в  условиях  развития  демократии, повышения  политической  активности  масс.11 

      Законы  с  точки  зрения  их  юридических  качеств  обладают  высшей  юридической  силой. Это  означает, что:

      1.все   остальные  правовые  акты  должны  исходить  из  законов  и  никогда  не  противоречить  им; в случае  расхождения акта  с законом действует последний ;

      2.законы  не  подлежат  утверждению   со  стороны  какого-нибудь  другого  органа;

      3.никто   не  вправе  отменить  или   изменить  закон, кроме  того  органа, который  его  издал.

      Первичность  законов, их  высшая  юридическая  сила  и  особый  порядок  принятия—вот  особенности  этой  разновидности  нормативных  актов. Отсюда    вытекают  и  требования  к  ним:

  • законы  должны  регулировать  действительно  коренные  вопросы;
  • они  должны  быть  совершеными  по  содержанию  и  по  форме;
  • их  соблюдение  должно  быть  неприкасаемым.

      Все  законы  в  России  разделяются  на  три  большие  группы  в  зависимости  от  их  юридической  силы:

      1.Конституционные  законы  или  основные:

      Например, Конституция (основной  закон)  России, закон “О  гражданстве”, закон  “О  президенте  России’’, Конституционный  Договор  между  Федеральным собранием  России  и Президентом от  10.06.1995 г., законы  о выборах;

      2.Обычные или текущие законы, которые регулируют  иные  важные  общественные  отношения:

      Например, закон  “О  статусе  судей”  от  15  декабря  1992 г., “О  предпринимательстве”  от  7  февраля  1991 г.

      3.Чрезвычайные  законы, которые  принимаются   в  необходимых  случаях, предусмотренных  Конституцией. Но  Россия  пока  что таких законов не  имеет.

      По  субъектам  издания  законы  в  России  делятся на:

      1.Законы, принятые  Федеральным собранием  России;

      2.Законы  бывшего  СССР, которые  регулируют  отношения, которые  не  регламентированы  законами  России  и  не  противоречат  Конституции  и  законам  России; 

      3.Законы  АРК (действуют  только  на  территории  Крыма).

      Верховенство  закона  во  всех  сферах  жизни  общества  означает  невозможность  произвольного  усмотрения  в  управлении  делами  общества  и  государства. Само  по  себе  это  положение  гуманистично: человек и общество  лишаются  возможной опасности волюнтаризма, глупых  вторжений в сферу личного со  стороны власти. Такое вторжение  не  возможно  без  оснований, указанных  в  законе.

      Содержание  закона  образуют  первичные  нормы, которые  в  отдельных  случаях  получают  дальнейшую  конкретизацию  и  развитие  в  подзаконных  актах.

      Подзаконные  нормативно-правовые  акты—это  такие  акты, которые  приняты  компетентными  государственными  органами  или  уполномоченными  государством  иными  субъектами  на  основе  закона, в  соответствии  с  законом  и  в  порядке  его  исполнения.

      Подзаконных  нормативных  актов  чрезвычайно  много, но  их  можно  классифицировать  на  пять  больших  групп:

      1.акты  государственных  органов   России (Указы  Президента, Декреты,  Постановления  Кабинета  Министров,  Постановления  Государственной Думы  России, инструкции  и приказы министерств, администраций  области, района, предприятий);

      2.акты  бывшего  Президента  СССР, Совета  Министров  по  вопросам, которые   не  урегулированы, и  не  противоречат  законам  России;

      3.акты  АРК;

      4.международные   договоры, заключенные  и  ратифицированные  Государственной думой  России  в соответствии  с Законом России  “о  действии  международных  договоров  на  территории  России”  от  10.12.1991 г.

      5.иные  подзаконные  нормативные   акты:

  • акты  Всероссийского  и  местных (локальных)  референдумов;
  • решения  отдельных  гражданских  объединений, уполномоченных  государством (делегированное  законодательство);
  • решения  трудовых  коллективов (сборов  и  советов  трудового  коллектива);
  • протесты  органов  прокуратуры  по  поводу  незаконности  нормативных  актов, если  ими  приостанавливается  действие  таких  актов.

      Все  эти  акты  должны  иметь  определенные  реквизиты: кто  издал, дата  издания, название  акта, подпись  уполномоченного  лица, печать.12

         
 
 
 
 
 

       

       

          

4. ДЕЙСТВИЕ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ  В  ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ  И  ПО  КРУГУ  ЛИЦ.

 

            Для  практики  имеет  непосредственное  значение  проблема  пределов  действия  нормативно-правовых  актов. Она  включает  в  себя  три  вопроса:

            1. с  какого  времени  и  на  какое  время  нормативный акт имеет юридическую силу (действие  во  времени);

            2. на  каку  территорию  он  распространяет  свое  регулирующее  влияние  (действие  в  прстранстве);

            3. каковы  его   адресаты (действие  по  кругу   лиц).

      Действие  нормативно-правовых  актов—это  их  фактическое  влияние  на  общественные  отношения. Каждый  нормативно-правовой  акт  предназначен  для  регулирования  определенных  социальных  ситуаций, поэтому  установление  границ  его  действия  является  необходимым  условием  обеспечения  правомерности  использования  и  применения  предписаний, которые  составляют  содержание  этого  акта.

            Действие  нормативно-правовых  актов  во  времени  ограничено  моментом  приобретения  ими  юридической  силы  и  моментом  ее  утраты.

            Нормативно-правовые акты  вступают  в силу:

        а) с  момета, указанного  в  самом  нормативном  акте, согласно  которому  этот  нормативно-правовой  акт  вступает  в  силу;

        б) с  момента  принятия  или  подписания, указанных, как   правило, в  самом  нормативно-правовом  акте;

        в)  с  момента  опубликования   нормативно-правового  акта;

        г)  нормативно-правовые  акты, в   которых  в  той  или   иной  форме  не  указан  момент  вступления  в  силу,  приобретают   ее  на  всей  территории России  одновременно  после  окончания   10-дневного  срока с момента опубликования, причем  нормативно-правовые  акты  должны  быть  опубликова  ны  не  позднее 7-дневного  срока после их  принятия;

        д)  с  момента, когда  они   дошли  до  адресата, что   присуще  ведомственным  нормативным  актам.

            Нормативно-правовые  акты  теряют  юридическую  силу :

        а)  вследствии  окончания  обусловленного  периода  действия;

        б) вследствии  изменения  обстоятельств,  для  урегулирования  которых   они  были  предназначены;

        в) вследствии  отмены  данного  акта  иным  или  специально  предназначенным  актом.

            Действие  новопринятых  нормативно-правовых  актов  распространяется  на  отношения  которые  возникают  после  приобретения  ими  юридической  силы. Только  в  отдельных  случаях  под  влияние  нормативно-правовых  актов  попадают  отношения,  которые  возникли  до  вступления  в  законную  силу.  Это  касается:

Информация о работе Форма права