Форма права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 17
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРАВА. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. 26
4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 38

Работа содержит 1 файл

Формы права.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

            Важность  разделения   форм  установления  и  отображения  права заключается  еще  и  в  том,  что  все  акты  нормотворчества  в  широком  смысле содержат  и  отображают  нормы  права . Например, акты  признания  судебного  прецедента  или  санкционирования  обычая  не  содержат  юридических  норм, они  всего  лишь  их  силой  юридической  обязательности.

            Поэтому  эти  акты  не  порождают  права , а  только  признают  его—юридизуют. Для  субъекта, который  использует  и  реализует  юридизованное право , все  иные  источники  не  имеют  значения. Потому  что  только  официально  изданный  юридический  документ  является  источником  его  прав  и  обязанностей  при  определенных  условиях, опять-таки  официально  установленных.    

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ   ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ)  ПРАВА.

            Все  источники  права  могут  быть  классифицированы  на  две  группы: нормативно-правовые  акты (законы, указы, постановления,инструкции, договоры)  и иные  источники ненормативного  характера (правовые  обычаи, судебные  прецеденты и решения). В данном  случае  нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает  лишь  то, что юридические документы содержат  нормы права, общие правила поведения, установленные государством.5

            Обычно  в  теории  называют  четыре  вида  источников  права:

  1. Нормативный (нормативно-правовой) акт.
  2. Судебный (правовой)  прецедент.
  3. Санкционированный (правовой)  обычай.
  4. Договор (договор  с  нормативно-правовым  содержанием

      Нормативный  акт—доминирующий  источник  права  во  всех  правовых  системах  права.Обычно  под нормативными  правовыми актами  понимают  акты, устанавливающие нормы права, вводящие  их  в действие, изменяющие  или отменяющие  правила общего  характера.Этим  они отличаются  от  актов применения  права  и  от  остальных  индивидуальных  актов, расчитанных  на  однократное  действие, привязанных  к  определенным  субъектам, к  конкретным  обстоятельствам   места  и  времени.Но  в  реальной  практике  часто  встечаются  смешанные  акты, когда  в  них  включены  одновременно  и  нормы  права  и  конкретные  индивидуальные   предписания  правоприменительного  характера.

      Нормативно-правовой  акт  характеризуется    такими  признаками:

  1. утверждается  или  санкционируется  уполномоченнми  органами  государства, их  должностными  лицами, иными  субъектами  правотворчества  и  их  односторонним  волеизъявлением;
  2. имеет  внешню  форму  в  виде  определенного  письменного  документа;
  3. включает  новые  нормы  права  или  изменяет, отменяет  уже  действующие;
  4. принимается  в  соответствии  с  определенной  процедурой;
  5. имеет  юридическую  силу, которая  отображает  соотношение  с  иными  правовыми  актами,   место  и  роль  в  системе  законодательства  и  правового  регулирования;
  6. придает  воле  народа  официальный  характер.

      От  нормативно-правовых  актов  следует  отличать  официальные  юридические  документы, которые  не  содержат  норм  права  и  не  вносят  непосредственно  изменения  в  законодательство.Например, акты  утверждения  положений, правил, статутов или акты, которые складываются  из  деклараций, отзывов, призывов.  

      Более  конкретную  характеристику  данному  источнику  права  автор    даст  в  следующей  главе  курсовой  работы , а  в  данный  момент  целесообразней  перейти  к  характеристике  иных  источников(форм)  права.

      Правовой  прецедент—это  такая  форма  права, когда  конкретному  решению  суда  или  административного  органа  придается  нормативный  характер, и  оно  является  обязательным  для  всех  аналогичных  дел.

      В  зависимости  от  того, кто  принимает  это  решение, правовой  прецедент  подразделяется  на  судебный  и  административный.Правовой  прецедент  иногда  называют  правом , которое  создано  судом.

      Обязательным  для  судов  является  не  все  решение  или  приговор, а  только  “сердцевина’’  дела, суть  правовой  позиции  судьи, на  основе  которой  выносится  решение.Это, как  называют  специалисты  по  англосаксонской  правовой  системе,’’ratio  desidendi”.Из  прецедента  могут постепенно  складываться  и нормы законов.

      В  недавнем  прошлом  в  советской  правовой  науке  прецедент  как  источник  права  оценивался  только  отрицательно, однако  в  последнее  время  тон  критических  высказываний  несколько  смягчился.Более  того, уже  встречаются  предложения  о  необходимости  приравнять  судебную  доктрину  к  источникам  права.Думается, что  предлагаемое  возможно, но  для  этого  необходимы  независимый  суд  и  соответствующая  правовая  подготовка  судей, а  также  формирование  их  правосознания  в  том  направлении, при  котором  станет  возможным  их  правотворчество.

      В  настоящий  момент  как  в  странах  СНГ,так  и  в  России  правовой  прецедент  официально  не  признается  как  форма  права,хотя  в  отдельных  Постановлениях  Пленума  Верховного  Суда  России  по  конкретным  делам, которые  являются  общеобязательными  для  всех  судов, можно  найти  не  только  разъяснения  действующего  законодательства, но  и  новые  нормы  или  часть  нормы  права. Официально  считается, что  суд  не  имеет  права  создавать  новые  нормы  права, заниматься  правотворчеством, а  только  разъяснять, толковать  нормы  закона  и  практику  его  применения.

      К  правовому  прецеденту  можно  отнести, в  некоторой  мере, решения  Федерального Собрания  России  о предоставлении  Крымской  области  статуса  автономной  республики, о  запрещении  деятельности  Коммунистической  партии  России  в  1991  году. Хотя  эти  решения  и  имеют  характер  индивидуальных  актов  применения  правовых  норм, законов, не  исключено,что  эти решения могут при определенных  условиях  стать правовым  прецедентом.

      Наиболее  древней  формой  права  является  правовой  обычай, т.е. правило, которое  вошло  в  привычку  народа  и  соблюдение  которого  обеспечивается  государственным  принуждением. Правовой  обычай  признается  источником  права  тогда, когда  он  закрепляет  уже  давно  сложившиеся  отношения, одобряемые  населением. В  рабовладельческих  и  феодальных  обществах  обычаи  санкционировались  решениями  суда  по  поводу  отдельных  фактов.   Сейчас  встречается  и  другой  способ  санкционирования  государством  обычаев—отсылка  к  ним  в  тексте  законов.

      Иногда  бывает  чрезвычайно  сложно  сказать, является  тот  или  иной  обычай  правовым. Например, обычай  “кровной  мести”—принцип  талиона—“зуб  за  зуб”, “око  за  око”. В последнее  время  этот  обычай  ни  одним  государством  не  поддерживается, вместе  с  тем  он  существует  у  многих  народов. В прошлые  столетия  был  распространенным  обычай—вызов  на  дуэль  за  унижение  чести  и  достоинства  личности. Этот  обычай  существовал  долгое  время, пока  общество  и  государство  не  убедились  в  том, что  он  приносит  большой  вред, поэтому  он  был  запрещен  в  царской  России  и  в  других  странах  мира.

      В  России  правовые  обычаи  были  очень распространены, начиная с древних времен, особенно  в период  козацкой  республики  на  Запорожье и до  20-х годов 20-ого столетия. Много примеров  правовых  обычаев приведено в произведении  П.Кулиша  “Черная Рада”. Они  касались  организации  проведения  козацкой  рады, выборов  кошевого  отамана, Гетьмана, определения  наказаний  козакам, которые  нарушали  войсковую  дисциплину, занимались  кражами  или  не  отдавали  долга.

      В  годы  Советской  власти  правовые  обычаи  были  заменены  системой  писаного  права—нормативно-правовыми  актами. В  последнее  время  снова  появляется  интерес  к  этой  форме  права, которая, по  сути, связана  с  природными  правами  человека  и  обусловлена  системами  местного  самоуправления.

      Подход  к  понятиям  “обычай”  и  “обычное  право’’  в  различных  научных  школах  неоднозначен. В  отечественном  дореволюционном  и  современном  западном  правоведении  эти  понятия  вообще  не  разграничивались. Так, русский историк и правовед  В.М.Хвостов в 1908 г.  писал, что необходимо  рассматривать в качестве  обычая  юридическую норму, сила  которой основана  не  на  предписании государственной   власти, а на  привычке  к ней народа, на  долговременном  применении  ее  на  практике. Другими  словами, по В.М.Хвостову, обычай  суть  юридическая  норма, подкрепленная  давностью  применения.6

      Некоторые  ученые  рассматривают  обычное  право  как  первоначальный  способ  создания  правовых  норм, возникший  раньше, чем  общество  конституировалось  в  политическом  отношении. По  их  мнению, право, установленное  обычаем, применялось  в  основном  на  достаточно  ранних  ступенях  развития  общества, в  архаических  правовых  системах.Однако  это не  совсем  так, поскольку , как  утверждает  этнографическая  наука, обычаи  и  сегодня  применяются  некоторыми  народами, кроме  того, продолжается  процесс  создания  новых  обычаев, отражающих  этнокультурное  развитие  общества.

      Особенность  обычая  состоит  в  том, что  это  правило  поведения, вошедшее  в  привычку. С  юридической  точки  зрения, обычай—неписаный  источник  права, характеризующийся  неупорядоченностью, множественностью  и  разнообразием. Причина  того  заключается  в  многочисленности  культур, населяющих  тот  или  иной  регион.

      Договор—эффективное  юридическое  средство  по  определению  прав  и  обязанностей, правил  взаимоотношений  граждан  и  юридических  лиц. Большое  значение  он  имеет  в  отношениях  между  государствами. Однако  в  не  меньшей  степени  договор  важен  и  как  один  из  основных  источников  права  в  сфере  коммерческих  отношений  и  имущественного  оборота.

      С  юридической  точки  зрения, договор, как  правило, представляет  собой  соглашение  двух  или  нескольких  лиц  об  установлении, изменении  или  прекращении  гражланских  прав  и  обязанностей. В  условиях  становления  в  России  рыночной  экономики роль  договора  как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон  предполагают  свободное  вступление  в  договорные  отношения  без  какого-либо  административного  диктата. Содержанием  договора  поэтому  являются  взаимоустановленные  юридические  права  и  обязанности. Договор  заключается  на  следующих  принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости)  сторон  и их  свободного  волеизъявления; 3) имущественной ответственности за  нарушение обязательства.

      Особенность  договора  как  подзаконного  источника  права  заключается  в  том, что  стороны  могут  заключить  как  предусмотренный, так  и  не  предусмотренный  законом  или  иными  правовыми  актами  договор. Основное  требование  к  форме, содержанию  и  предмету  договора—чтобы  он  не  противоречил  действующему  законодательству. Может  сложиться  впечатление, что  правовое  регулирование  института  договора  в  российском  законодательстве  отсутствует. Однако  это  не  так. Один  из  важнейших  юридических  документов  нашего  государства—Гражданский  кодекс—посвятил  договору  главу.

      Условия  договора  должны  соответствовать  нормам, содержащимся  в  законодательстве. В  противном  случае  он  может  быть  признан  утратившим  юридическую  силу. Вместе  с  этим  законодатель  установил  юридический  приоритет  договора  над  законом, принятым  после  заключения  договора.

      Иногда  эту  форму  права  называют  договор  с  нормативно-правовым  содержанием. Это  такая  форма  права, в  которой  закрепляются  юридические  права  и  обязанности  участников  общественных  отношений, условия  и  содержание, юридическая  ответственность  сторон.

      Нормативно-правовые  договоры  делятся  на  два  вида: 1) договоры, которые  заключаються  между  предприятиями, организациями  и  гражданами.

      Второй  вид  договоров  можно  разделить  также  на  два  вида:

  1. договоры, которые  заключаются  между  Россией  и  другими  государствами  или  отдельными  государственными  органами. Эти  договоры  изучаются  международным  правом. Они, как  правило, ратифицируются  Федеральным собранием  России. Например, Договор о Содружестве  Независимых Государств (1991г.), которое было  создано на  основе  бывшего Советского  Союза после его распада;
  2. договоры ( соглашения ), которые  имеют  частный  международно-правовой  характер. Эти  договоры  заключаются  между  предприятиями  и организациями России  и зарубежных  стран. Такие договоры  можно заключить не  только  между предприятиями, но  и между гражданскими  и политическими   организациям. 

                Договоров, которые  заключаются   между  предприятиями  и   гражданами  России  достаточно  много. Они имеют правовой  характер  и учитываются, как юридический документ ( акт ) при рассмотрении  споров  в Арбитражном Суде ( между предприятиями и организациями )  и в судах общей юрисдикции, если  участником  такого  договора  является  гражданин.  

Информация о работе Форма права