Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. 17
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРАВА. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ. 26
4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
Основным источником права в романо-германской семье являются нормативно-правовые акты, которые издаются в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Главенствующую роль играют также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовой обычай. Основным источником права в Республике Беларусь соответственно являются нормативно-правовые акты. Их можно классифицировать по различному основанию: по юридической силе, по источнику формирования, по сфере деятельности. Более подробно я раскрою данный вопрос в соответствующей главе курсовой работы.
Чем выше степень
Люди первообщинного строя не
знали права и
Юридический прецедент
Нормативный договор также
Выяснение роли и места права
в системе нормативного
”Сущность
права состоит в его природности по
отношению к бытию че-ловека.Право
существует сознании человека,оно неотделено
от него. Оно во-площается в понимании
человеком ценности его жизни,
собственного единс-тва с жизнью.Наличие
права присутствует в достоинстве
человека, в его физи-ческой и моральной
неприкосновенности . “1
Право в собственном понимании—это не юридическая , а социальная категория . Речь идет о праве народа на суверенитет ,на свое политическое , экономическое и культурное самоопределение, на право отдельного человека самостоятельно определять свое место в обществе . Но все это приобретает юридическое значение только тогда , когда оно воплощается в юридические законы . Право народа на его суверенитет должно приобрести форму консти-туционного положения , определится в декларациях и конституциях , приня-тых законодательной властью. Например , право человека на собственность из общесоциального феномена перевоплощается в феномен юридический только тогда , когда оно определяется конституцией и действующим гражданским кодексом .
В юридической литературе , в частности в учебниках и учебных пособиях, термин право нередко используется в понимании законодательства .Так, например, известные юристы-теоретики С. Н . Братусь , О . В .Мицкевич и И. С . Самощенко утверждают , что сущность права (законодательства) характеризуется тем, какие объективно обусловленные общественные интересы и каких именно классов закреплены в этой правовой (законодательной) системе в целом .
Право ( законодательство) – это безусловно волевой фактор в много- значном его понимании . Это воля отдельных людей с их мыслями и чувс-твами , с их предубеждениями и слабостями , которые принимают непосре-дственное участие в создании проектов юридических законов, обсуждают их, голосуют за или против них .Юридический закон всегда бывает направлен-ным в сторону волевой активности людей. Действие его – это упорядочение этих отношений.
В воле людей, которая воплощается в юридические законы находят свое выражение программы , надежды больших социальных групп людей, то есть народа или его слоев.
Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием—это не что иное , как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит от материальной жизни общества.
Сущность
Логическое сведение исторической информации о законодательстве при-водит к выводу ,что законодательство как и государство возникает из необ-ходимости управления социальными процессами , то есть взаимоотношениями между людьми , становится одним из наиболее важных рычагов управления этими процессами .Без законодательства государство не способно выполнять свое назначение, государственное управление в основе своей—это одновременно и законодательно обоснованное управление.
Государство возникает на этапе неолитической революции.А когда же складывается законодательство?Есть все основания полагать, что это произо-шло одновременно с государством .Первые законы , которые носили абсолю-тно обязательный характер для всех без исключения возникли вместе с про-изводственной экономикой .Именно эти правила сводятся в первые истори-чески известные кодификации , как Кодекс Хамураппи , Законы 12 таблиц , Законы Ману .Когда знакомишься с данными источниками нетрудно замети-ть , что их основу составляют правила , обращенные на собственность , а отношения собственности- - это прежде всего то , что определяет характер производства .
Право , как считает Алексеев , это сведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса , обусловленная в конечном сче-те требованиями экономического базиса .Тут мы имеем дело с традиционно марксистским правопониманием которое возникло еще в середине 19 века Марксом и Энгельсом .
Убежденным
По мнению П . О . Недбайла достаточно распространенное марксистское утверждение , что право – воля господствующего класса, превращает феномен права из норм поведения в волевые импульсы ,что в свою очередь приводит к произволу . Только воля , сведенная в закон , приходит он к выводу , стано-вится государственной волей в форме норм , правил поведения , совокуп-ность которых и составляет систему права .
Содержание любого явления всегда носит формализованный характер, а его форма всегда имеет конкретное содержание .Это полностью относится и к праву .Законодательство и право не существует и не может существова-ть вне формы .
Какой-либо юридический закон воплощается в конкретную форму, ко- торая становится необходимым условием его существования, свидетельству-ет о его месте в системе законодательства , его соотношении с другими за-конами ,о его юридической силе .
Известно,что способам юридического правообразования отвечают соот-ветствующие им формы отображения юридических норм :одностороннему во-леизъявлению органов государства – юридический нормативный акт ,двух- или многостороннему волеизъявлению субъектов права на паритетных осно-вах—юридический нормативный договор,санкционированию – правовой обы- чай,признанию прецедента – судебный прецедент .
В правовой науке и юридической практике термин “источник права” понимается многозначно ,а иногда употребляется как тождественный терми-ну “форма права “. Вместе с тем, для юристов-практиков важно уметь четко различать эти термины для правильного использования в правоприменении именно форм права . Содержание этих понятий будет различным в зависи-мости от того , в каком контексте они применяются – или по отношению к праву как к целому, или по отношению к отдельной норме , группе норм . Можно сказать , право имеет внутреннюю и внешнюю форму , под которы-ми традиционно понимается , в первом случае , внутреннее построение пра-ва , его структура , деление на отрасли и институты;внешняя форма права—это система законодательства .
“Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу , диспозицию , санкцию , а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма.Кроме этого , под фор-мой права иногда понимают способы установления правовых норм (норма-тивный акт, нормативный договор, cудебный прецедент, правовой обычай ). Для обозначения этого явления используется также термин “ источник пра-ва.” 2
В современной и дореволюционной юридической литературе, как указывалось выше, специалисты практически одинаково подходят к определению понятия форм(источников) права, поскольку эти термины использовались еще в Древнем Риме.
Такие философские категории, как “содержание’’ и “форма” неразрывно связаны между собой и применяются в теории права.
Но в правоведении эти категории имеют свою специфику. Эта специфика заключается в том, что содержание и форма должны быть официально признаны государственной властью, или в отдельных случаях , обществом. Это официальное признание наделяет формы права юридической силой. Например, проекты законов и сами законы по своему содержанию и форме могут быть одинаковыми , но закон относится к нормативно-правовым актам, которые обладают юридической силой и всеми чертами форм права .Проекты законов не являются формой права,поскольку не обладают юридической силой.
В.О.Котюк , например,считает,что понятия формы и источника права имеют различное значение и их отожествлять нельзя.По его мнению термин источники права имеет много значений:
А) его понимают как силы , которые создают право, например, источником права можно считать волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть. Они могут иметь материальное и идеальное содержание.
Б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Например, римское право послужило источником для немецкого гражданского кодекса; работы ученого Потье—для французского кодекса Наполеона, Литовский Статут—для Уложения Алексея Михайловича в царской России; идеи правового государства послужили источником для подготовки новой Конституции России и иных конституционных законов;
В) к источникам права относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства.Например, Русская Правда, которая была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем Вавилоне.
Г) под источниками права также подразумевают способы .Например. иногда говорят ,что право можно познать из закона.
Выбор термина “источники права” приписывают Титу Ливию, который в своей “истории” называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права.