Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
Введение 3
1 Виды форм государственного устройства 4
2 Унитарное государство 7
3 Федеральная форма государственного устройства 14
Заключение 27
Список литературы 28
Федеративное
устройство в большинстве случаев
основано на чисто территориальном
принципе (США, Бразилия,
Мексика, Австралия, Германия, Австрия
и др.). Однако в некоторых
странах все субъекты федерации
или часть их организованы с учетом
национального (этнического, религиозного,
языкового) состава населения. Так,
в Канаде 9 провинций - англоязычные,
а одна (Квебек) - франкоязычная;
в Бельгии один из субъектов федерации
- франкоязычный, другой
- нидерландско-язычный а третий
- смешанный (наряду с этим
ст. 3-тер Бельгийской конституции,
включенная в 1980 г., признает существование
трех сообществ - французского,
фламандского и немецкоязычного,
которые имеют свои советы,
обеспечивающие культурно-национальную
автономию этих сообществ); в Индии
в 1956 году система штатов была
переформирована с учетом так
называемого лингвистического принципа,
хотя это и не повсеместно привело
к положению «один язык -
один штат»; в Швейцарии,
где население говорит на четырех
языках, субъектами федерации
являются 23 кантона, однако,
как правило, население каждого кантона
в национально-языковом отношении
однородно. В нынешней Югославии,
где население обеих республик-членов
- Сербии и Черногории - не
различается между собой
ни по языку, ни по религии,
черногорцы издавна рассматривают
себя как особую этническую общность,
отличную от сербов, да и государственность
давно имеют особую. В то
же время при формировании федерации
в Нигерии границы штатов
намеренно проводились таким образом,
чтобы они не совпадали с ареалами
расселения племен. Это сделано
с целью воспрепятствовать развитию
трайбализма и способствовать
скорейшему складыванию нигерийской
нации.
В свое время у нас господствовала «марксистско-ленинская» концепция федерации, исходившая из того, что федерация должна быть лишь средством разрешения национального вопроса, то есть субъектами ее должны быть национально-государственные единицы, которые, как и вся федерация в целом, суть результат самоопределения наций, понимаемых как прежде всего этнические общности. На этой идеологической основе были созданы «социалистические федерации» - Советский Союз, включавший также Российскую Федерацию, Югославия, Чехословакия. Все они, как известно, с падением «социализма» распались, за исключением Российской Федерации, которая на деле федерацией ранее не была и постепенно становится ею лишь с 1992 года. Опыт других стран также свидетельствует, что так называемая национальная государственность - очень ненадежный фактор федерирования: владычество этнократии (этнической. клановой верхушки) в субъектах федерации способствует скорее подрыву, чем укреплению государственного единства в федеративном союзе. Нельзя не согласиться с акад. А.Н. Яковлевым, когда, говоря о правах человека, в том числе о праве и возможности для людей любой национальности сохранять и развивать свой язык, культуру, обычаи, веру, традиции, он констатирует, что «для этого вовсе не обязательно иметь самостоятельное государство. Напротив, как показывает жизнь, подобные требования затрудняют, а по рой делают невозможным обеспечение действительных прав личности... Национальные же государства, вновь образуемые на пространстве, где исторически сложилась многонациональность, - это скорее дестабилизирующая привилегия» [3, с.152-156].
Число
субъектов федераций бывает
весьма различным. В нынешней
Югославии и на Коморских
островах их по два, в Бельгии
- три, в Австралии - 6, в
Объединенных Арабских Эмиратах - 7,
в Австрии - 9, в Канаде - 10,
Германии - 16, в Швейцарии - 23, в Индии
- 25, в США - 50. Как видим,
число субъектов федераций не
зависит от размеров государства,
да и в рамках одной и той
же федерации параметры ее субъектов,
прежде всего величина территории и
численность населения, разнятся порой
очень резко. Так, в США территория
штата Аляска (570 833 кв. мили)
в несколько сот раз превосходит
территорию штата Род-Айленд (1055 кв.
миль), а население штата Калифорния
(23 668 тыс. чел.) почти в 60 раз больше
населения той же Аляски (402 тыс.
чел.). Несмотря на эти различия,
статус их одинаков, то есть
применительно к штатам США -
федерация симметричная.
В некоторых же странах асимметричность территориального устройства распространяется даже на субъекты федерации. Так, в Индии лишь один штат - Джамму и Кашмир - имеет свою Конституцию и свое гражданство, статус еще нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также имеет особенности, не присущие большинству штатов.
Названия
субъектов различных федераций
разнообразны: штаты в США,
Мексике, Венесуэле, Бразилии,
Австралии, Индии, Нигерии, кантоны
в Швейцарии, провинции в
Канаде, Аргентине и Пакистане,
земли в Германии и Австрии,
области в Бельгии, республики-члены
в Югославии и т.д., однако
повсеместно в зарубежных федерациях
их субъекты в рамках одной страны
именуются одинаково.
Ряд
конституций решает вопрос
о возможности изменения
состава федерации путем принятия
новых ее субъектов или
преобразования существующих. Так,
согласно части первой разд. 3 ст.
IV Конституции США, новые
штаты могут быть приняты в
Союз Конгрессом, однако никакой
новый штат не может быть образован
или возникнуть в пределах
юрисдикции любого другого штата
и никакой штат не может быть
образован слиянием двух или более
штатов или частей штатов без
согласия законодательных собраний
затрагиваемых штатов, равно
как и Конгресса
[7, с.134]. Согласно 2 ст.
18 бразильской Конституции [7,
с.649], порядок превращения федеральной
территории в штат или возвращения
ее в штат, из которого она
ранее выделилась, регулируется дополнительным
законом (бразильские дополни тельные
законы равнозначны французским органическим,
итальянским конституционным). Штаты
могут объединяться, разделяться,
прекращаться для включения в другой
штат либо образовывать новые
штаты (и федеральные территории), однако
для всего этого требуется одобрение
как непосредственно заинтересованного
населения путем плебисцита, так и
Национального конгресса путем
принятия дополнительного закона.
Германский
Основной закон предусмотрел
возможность переформирования
федеральной территории с тем,
чтобы обеспечить такие
размеры и производительные
возможности земель, которые
позволяли бы им эффективно
выполнять свои задачи. При этом
должны учитываться земляческая
общность, исторические и культурные
взаимосвязи, хозяйственная
Конституция
Союзной Республики Югославии
1992 года, установив в ст. 2,
что федерация состоит из
двух республик-членов, указала, что
в нее в соответствии с Конституцией
могут вступить другие республики-члены.
Согласно части третьей ст. 3,
граница между республиками-членами
может изменяться только по
соглашению между ними. Никакие
иные территориальные преобразования,
затрагивающие границы республик-членов,
невозможны [7, с.348].
Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ - столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии, федеральный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет переменный состав - служба маяков, метеостанций и т.д.). В США есть так называемые ассоциированные государства - Пуэрто-Рико, Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау. Число различного рода несубъектов невелико (9 в Австралии, 6 в Индии, 2 в Венесуэле).
Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты, которые в Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют скорее как совещательные органы при нем. Владения целиком управляются федеральными органами, лишь в отдельных из них есть племенные советы. Ассоциированные государства теоретически независимы (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Маршалловых Островов являются даже членами ООН), но ответственность за их оборону и внешние сношения несет правительство США, сами они никаких внешнеполитических акций не осуществляют. Несубъекты федерации за редкими исключениями не представлены в верхней, федеральной палате парламента (в Бразилии и Нигерии они посылают представителей в сенат, но меньшее число, чем штаты). В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-комиссара и т.д.) в нижнюю палату парламента с правом совещательного голоса.
Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается при определении полномочий даже политической автономии (в последнем случае предоставляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам). Существует несколько способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:
Конституция
устанавливает исключительную
компетенцию федерации, а
все остальные вопросы относит
к ведению ее субъектов. Компетенция
федерации может быть установлена
путем перечня вопросов, относящихся
к ее исключительному ведению
(так была установлена компетенция
федерации, например, в Танзании
по конституции 1977 г., перечислившая
17 вопросов общего значения;
таким же образом предусматривает
19 пунктов с подпунктами
Другой
способ размежевания предметов ведения
заключается в том, что устанавливается
исключительная компетенция субъектов
федерации, в которую федеральные
органы не могут вмешиваться.
Это редкий способ размежевания предметов
ведения, и в чистом виде он сейчас
не применяется, но как частный
случай наряду с другими используется
конституциями США, Швейцарии
и некоторых других стран. Он
дает определенные гарантии субъектам
от вмешательства в сферу их ведения:
со стороны федеральных органов.
Однако к ведению субъектов
обычно отнесены вопросы, не имеющие
принципиального значения.
При ещё одном способе конституции устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане» - говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к ее субъектам. В конституции Швейцарии исчерпывающего перечня полномочий ни в одной статье не дается, полномочия федерации и штатов сформулированы казуистично и разбросаны по разным статьям конституции. При этом особое значение приобретает вопрос об остаточных полномочиях, не упомянутых ни в том, ни в другом перечне. Поэтому в конституции может содержаться специальная оговорка, согласно которой не названные в конституции полномочия могут быть отнесены к компетенции либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае это означает огромное расширение полномочий федерации, во втором даются дополнительные полномочия субъектам, укрепляется их самостоятельность.
Существует
вариант, когда размежевание предметов
ведения состоит в том, что
указываются три их сферы: компетенция
федерации, ее субъектов и совместная
компетенция федерации и